Об инклюзивном трудоустройстве

В своей работе по содействию профессиональному самоопределению, карьерному развитию людей с инвалидностью я часто прихожу к выводу, что факт успешного инклюзивного трудоустройства зависит от большого количества самых разнообразных факторов. Особенно эти факторы заметны в сравнении с различными подходами к инклюзивному трудоустройству в разных странах. Недавно я стал участником программы Обмена Социальным Опытом и Знаниями ОСОЗ, при поддержке фонда Евразия. За время нашего визита в США я нашел несколько интересных практик, которые прямо или косвенно влияют на профессиональное, карьерное развитие и трудоустройство людей с инвалидностью. Об этих практиках и пойдет речь ниже.

Работа по инклюзивному трудоустройству молодежи с инвалидностью должна начинаться задолго до выхода специалиста на открытый рынок труда. Поэтому мы не могли не посетить отдел инклюзии Государственного Университета Сан-Франциско. Нашими проводниками здесь были директор центра Кэтрин Кудлик и заместитель директора – Уэнди Тобиас: «Мы помогаем студентам с обеспечением доступности, чтобы студенты имели полноценный доступ в университет. Чтобы они могли посещать занятия в своей группе, они могли «видеть» PowerPoint презентации и все, что есть на доске. Чтобы студенты могли «слышать», если они неслышащие или у них снижен слух, мы предоставляем транскрибацию или переводчика жестового языка. Внутри кампуса есть шаттлы – небольшие машины для гольфа – которые помогают людям, испытывающим трудности в передвижении. Для людей с ментальной инвалидностью, испытывающих сложности в восприятии информации, а также для студентов с нарушением зрения мы используем устройства перевода текста в речь Kurzweil. Также мы предоставляем печатные материалы или материалы с использованием шрифта Брайля. Также мы предоставляем устройство SmartPen (умная ручка: всё, что вы создаёте на бумаге, автоматически оцифровывается и переносится в память смартфона или ноутбука)».

Таким образом студенты не только получают равный доступ к профессиональному образованию, но и опыт самостоятельного использования самых разнообразных технических и иных средств, которые могут быть полезны при выполнении профессиональных обязанностей в будущем.

В университете создана Карта доступности всей инфраструктуры.

Об инклюзивном трудоустройстве

Практики, связанные с особенностями карьерного консультирования людей с инвалидностью, нам удалось изучить в центре карьеры города Лоуэлл, где нашим собеседником была супервайзер, координатор по работе с людьми с инвалидностью – Нэнси Гэгнон. Первое, что хотелось отметить – услуги для людей с инвалидностью оказываются на общей площадке для людей без инвалидности. То же самое относится и к тестам, инструментам профориентации – они одинаковы для всех. Из общения стало понятно, что в механизм работы встроено межведомственное и межсекторное взаимодействие. Так, например, тест My Skills My Future разработан совместно с представителями Департамента труда. Тест Best Plus (ESOL) также соответствует стандартам национальной системы оценки. Тест MBTI хорошо знаком специалистам по подбору персонала бизнес-компаний. Таким образом, получая услуги в центре карьеры, соискатель с инвалидностью получает пакет результатов, которые могут быть полезны не только для составления собственного плана профессионального и личностного развития, но и для дальнейшего взаимодействия с представителями государственных и коммерческих организаций.

Особенно хочется отметить и карьерный портал штата Массачусетс, где продолжает прослеживаться нить межведомственного и межсекторного взаимодействия. Так, например, после прохождения тестов профессиональных предпочтений соискателю предлагается ознакомиться с актуальными вакансиями в интересующем городе. В случае, если соискатель заинтересован в дальнейшем профессиональном обучении, на этом же портале он может легко выбрать интересующую программу или ВУЗ. Процесс выбора учебного заведения на портале очень удобен – можно сравнить вузы одновременно по разным параметрам, специфике обучения и т.п.

Следующая практика, о которой я хотел бы рассказать – организация летнего лагеря для незрячих – на первый взгляд покажется никак не связанной с трудоустройством. Но при глубоком рассмотрении философии лагеря, которой поделился руководитель организации LightHouse Брайн Башин, можно прийти к выводу, что трудно переоценить ее значимость для полноценного инклюзивного трудоустройства. На мой взгляд, в летнем лагерь организации LightHouse сконцентрированы самые разные модели и методики личностного развития, развития так называемых soft skills, которые при трудоустройстве в бизнес компании иногда ценятся выше узкоспециализированных навыков. Многие методики, активности лагеря бросают настоящий вызов восприятию себя с позиции инвалидности. Не важно, что это за активность – стрельба из лука, плавание в бассейне, командные игры – все ведет к одной цели – поиск собственного пути достижения успеха. Попадая в «ситуации успеха» участники лагеря становятся более открыты к обсуждению своего видения будущего, профессиональных и карьерных перспектив, перспектив настоящего инклюзивного трудоустройства.

О еще одной практике, о которой мне бы хотелось рассказать, я узнал на встрече с представителем State Street Bank Ричардом Кёртисом. Ричард рассказал об опыте одной из компаний, которая входит в сеть бизнес компаний, объединенных идеей инклюзивного трудоустройства – CVS. CVS – это сеть магазинов по продаже фармацевтической продукции и товаров народного потребления. Для обучения своих сотрудников компания использует отдельный «учебный магазин». Здесь будущие сотрудники могут попробовать себя на самых разных участках работ в ситуациях и в атмосфере, максимально приближенных к реальным. Кроме того, что CVS активно принимает сотрудников с инвалидностью к себе на работу, она также способствует получению профессиональных навыков для всех желающих кандидатов с инвалидностью. Кандидат может подать заявку и пройти обучение на базе данного магазина не зависимо от того, планирует ли он дальше работать в данной организации или нет. И факт участия в программе обучения у такой известной компании, как CVS, может значительно повысить шансы при трудоустройстве в другие организации смежных отраслей.

Описанные в статье практики могут послужить поводом для обсуждения в среде специалистов, заинтересованных как в разработке собственных практик инклюзивного трудоустройства, так и в их внедрении.

Павел Тютрин
Мнение фонда «Евразия» может не совпадать с мнением и утверждениями,
приведенными автором этого текста.

Яндекс.Метрика