В 2017 году по инициативе «Перспективы» группа педагогов и директоров школ из 6 регионов России посетила Швецию, чтобы познакомиться со шведской моделью образования. Теперь Маттиас Рингвист, директор шведской школы Хегсорта приехал в Россию с ответным визитом.
Екатерина Молюкова, менеджер проектов отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива»: «Это был уникальный опыт, который во многом перевернул наши представления о том, какой должна быть современная школа. Школа Хегсотра была одной из тех, которые мы тогда посетили. Мы очень рады встретить с ответным визитом директора школы Маттиаса Ринквиста и перенять опыт его работы».
В первый день «российских каникул» Маттиас Рингвист провел семинар для учителей Школы №1298. Маттиас объяснил, как организовано образование в его школе, и рассказал о том, какими простыми и эффективными могут быть способы взаимодействия учителя с всеми учениками: с инвалидностью и без.
Маттиас Ригвист, директор школы Хегсотра (Швеция): «Для комфортного обучения детей с инвалидностью и без мы разработали три уровня адаптационных программ: общие адаптации, дополнительные и специальная поддержка для тех, кто в ней нуждается. Дети с тяжелой формой инвалидности учатся в специальных коррекционных школах, обучения на дому не существует».
Маттиас поделился проверенными временем методическими вопросами, которые он рекомендует задавать коллегам перед каждым уроком: «Где мы? Куда мы идем? Что мы должны сделать, чтобы осуществить желаемое? – только ответив на них педагог может действовать эффективно», – уверен эксперт. После семинаров Маттиасу устроили экскурсию. Он заходил в классы, и представившись, беседовал с учениками на английском языке.
О семинарах Матиаса Рингвиста для педагогов Лицея №21 г.Химки и школы №2 г. Котельники см. Как устроена инклюзия в Швеции?
Во второй день Маттиас Рингвист провел вебинар для WEB-школы РООИ «Перспектива» (подробнее см. Шведская школа, доступная для всех). Более 350 слушателей со всей России узнали, как устроена шведская школа. Маттиас рассказал, что инклюзия в Швеции воспринимается не только как образовательный процесс, а как необходимое условие развития общества и это командная работа учителей, учеников и родителей. Чем больше общих адаптаций, тем меньше потребуется специальная помощь.
Сергей Прушинский, руководитель WEB-школы РООИ «Перспектива»: «Интересно получить эксклюзивную информацию из первых рук. По отзывам, описанные гостем из Швеции схемы практически применимы в России. Например, слушатель из Ростова-на-Дону планирует обсудить их внедрение с педагогами своей школы. А другой, московский слушатель сообщил, что будет использовать полученные знания в учебном курсе для магистрантов-тьюторов «Организация поддерживающей среды».
Мероприятия проведены в рамках проекта «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне» при поддержке ЕС и Посольства Королевства Швеции в РФ.