С 10 по 11 декабря в Музее военной формы Российского военно-исторического общества Российский фонд культуры провёл форум «Формирование инклюзивной культуры в условиях музейного пространства». Форум собрал экспертов, в том числе из многих российских регионов. Это была отличная возможность поделиться опытом использования инклюзивных практик в рамках музейного пространства с разной направленностью.
Общеизвестно, что инклюзия — это процесс включения людей с разными формами инвалидности в общественную и культурную жизнь, процесс создания всех необходимых условий для комфортного нахождения в городской среде.
Музей в современной России – одно из самых доступных и посещаемых учреждений культуры, поэтому формирование и развитие инклюзивной культуры в музейном пространстве − актуальный вопрос не только для профессионального музейного сообщества. В настоящее время инклюзия в большинстве музеев становится социальной нормой. При этом само музейное сообщество, стараясь быть «максимально инклюзивным», сталкивается с определёнными трудностями и вызовами. В последние годы появились и успешно реализованные новые методики работы с людьми с ограниченными возможностями.
В рамках Форума прошли круглые столы с выступлениями экспертов, представителей различных музейных институций из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Красноярска, Тулы и других регионов; государственных образовательных учреждений, социально-реабилитационных центров; некоммерческих и общественных организаций по следующим направлениям:
- «Новые возможности»
Спикеры осветили вопросы, связанные не только с особенностями восприятия различных целевых групп, но и представили опыт создания в организациях инклюзивных творческих лабораторий, выступающих как инновация в деятельности организации культуры. - «Музей на кончиках пальцев»
Музеи активно работают с незрячими или слабовидящими посетителями. Повсеместно внедряется шрифт Брайля, изготовляются 3D-копии скульптур, тактильно-сенсорные картины. Где найти качественную полиграфию: цифровые «говорящие» книги, издания, выполненные укрупнённым и рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также рельефно-графические пособия? Участники поделились инструментами адаптации музейных экспозиций для незрячих и слабовидящих посетителей, решениями для интерьера и контента.Была представлена программа для незрячих и слабовидящих посетителей «Прикоснись к истории» и инновационный книжный проект в сфере реабилитации детей с особыми образовательными потребностями «Атлас восприятия иллюстраций».
- «Дом, который построил…»
Инклюзивная среда подразумевает активное внедрение технических средств: пандус при входе, лифт/подъёмник для перемещения с этажа на этаж, оборудование специального туалета, специальная разметка, отсутствие острых углов, понятная навигация. Как воплотить на практике инклюзивную среду в музее, являющимся памятником архитектуры?Участники обсудили критерии создания доступного музейного пространства, возникающие трудности, поделились опытом решения задач, связанных с обеспечением безбарьерной среды.
- «Быть услышанным»
Проект, где выступили преимущественно представители благотворительных организаций, реализующих социокультурные проекты и сотрудничающих с музеями по вопросам развития инклюзивной культуры, разработки и проведения образовательных программ для сотрудников музеев и посетителей с инвалидностью, создания инклюзивного музейного пространства, максимально комфортного для посетителей с разными особенностями и потребностями.
В рамках этого круглого стола выступила Екатерина Фаевцева, руководитель отдела по развитию лидерских качеств у детей с инвалидностью и универсального дизайна РООИ «Перспектива». Тема ее доклада − «Универсальный дизайн, аудит «Доступной среды». Екатерина рассказала о нормах доступной среды, о том, как правильно организовать музейное пространство и среду в рамках универсального дизайна, поделилась опытом проведения аудитов на предмет доступности для маломобильных граждан, объяснила, на что следует обращать внимание и что такое аудиты доступности.