Как сочинение сказок помогает не только раскрыть воображение, но и заглянуть внутрь себя? Клинический психолог и эколог Ирина Васильевна Головачёва на вебинаре 5 февраля погрузила слушателей в изучение удивительного метода психологии – сказкотерапии. Участники познакомились с практикой применения сказкотерапии в работе с детьми как с инвалидностью, так и без инвалидности, позволяющей через сказку выявлять эмоциональные блоки – свои и своих детей.
Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. Сказкотерапия для детей и взрослых
Видеозапись вебинара (с тайм-кодами в описании) см. далее.
Вебинар начался с приветствия ведущих – Марии Назукиной и Марии Красновой, которые представили тему дня («сказкотерапия») и передали слово клиническому психологу и экологу Ирине Васильевне Головачёвой. Уже на второй минуте стало ясно, что речь пойдёт не о классической психологии, а о том, как обычные люди, не имеющие профессионального психологического образования, могут использовать сказки для общения с детьми и решения эмоциональных задач.
Ирина Головачёва сразу подчеркнула, что сказкотерапия – это не инструмент для коррекции поведения, а способ поговорить с ребёнком «один на один». Она пояснила, что ребёнок – это уже сформировавшаяся личность, и сказка помогает ему выразить свои чувства и эмоции через персонажей.
Сказка, конечно, работает и на социализацию – показывает «что такое хорошо, и что такое плохо». Но в первую очередь, «сказка – это эмоции человека».
На протяжении вебинара Ирина подробно рассказывала о структуре сказки, её элементах и рисках. Например, она предупредила, что родители могут неправильно интерпретировать идеи ребёнка или навязать свои. Сказка, по её словам, должна иметь чёткое начало и конец, а занятия сказкотерапией – проходить в специально отведённое время и в заранее определённой уютной обстановке.
Особое внимание было уделено практическим аспектам: как использовать сказку для проработки эмоциональных блоков, таких как страх, обида или чувство вины. Ирина Васильевна подчеркнула, что главный герой сказки – это всегда сам ребёнок, а события могут отражать как реальные переживания, так и его опасения.
В завершение вебинара эксперт ответила на вопросы участников. Обсуждались темы отрицательных персонажей, особенности работы с подростками и даже растерянность родителей, если интерпретация ребёнка оказывается неожиданной для них. Ирина Васильевна дала ценные советы, подчеркнув, что сказкотерапия – это не только эффективный, но и очень приятный способ взаимодействия с детьми.
Мария Назукина, менеджер инклюзивных мероприятий РООИ «Перспектива»:
«Ирина Васильевна Головачёва, подробно рассказала о методе сказкотерапии нашим слушателям, показав, как придуманный ребёнком сюжет и переживания сказочных героев могут отражать внутреннее состояние самого автора сказки. Также на вебинаре мы узнали, как помочь детям «пережить» сложные темы и находить выход из непростых ситуаций с помощью сказок. Сказкотерапия – это действительно эффективный инструмент в копилке родителей и педагогов, и к тому же очень приятная практика».
Общее количество слушателей вебинара 5 февраля 2025:
84 человека (с 81 электронного адреса) из 45 городов, посёлков и сёл (29 регионов России; Беларусь, Киргизстан, Молдова).
Из отзывов слушателей вебинара
«Секреты сказкотерапии: как понять самоощущения ребёнка»:
Инна Иваненко, пгт. Новокручининский (Забайкальский край):
«Благодарю!!!»
Лариса Игонина, г. Сыктывкар (Коми):
«Спасибо!»
Наталья Старовойт, г. Калининград:
«Благодарю за обзор возможностей сказкотерапии».
Евгения Конанова, г. Ростов-на-Дону:
«Интересный материал, любопытно узнать. Благодарю за ответ».
Вероника Барабохина, г. Санкт-Петербург:
«Спасибо».
Видеозапись вебинара 05.02.2025:
YouTube: youtu.be/eU_ZemRNyNg
VK Видео: vkvideo.ru/video-16873491_456240373

YouTube-канал РООИ «Перспектива»
Вебинары 2014–2025:
Вебинары и конференции Web-школы – все

VK Видео Общественная организация «Перспектива»
Вебинары 2021–2025:
Вебинары и видеоконференции
Предыдущие вебинары И.В. Головачёвой см. здесь:
ИГ-1 «Оптимизация визуального пространства: цвет – как терапия»
ИГ-2 «Адаптация: формирование личности в различных условиях окружающей среды»
ИГ-3 «Создание комфортных условий вокруг себя в любой обстановке»
ИГ-4 «Использование ассоциаций для формирования стабильного психоэмоционального состояния»
ИГ-5 «Ассоциации – как способ усвоения информации и помощь для развития памяти»
Видеозаписи других вебинаров по инклюзивному образованию см.:
на YouTube-канале РООИ «Перспектива» – в плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование
на VK Видео Общественная организация «Перспектива» – в плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование

Вебинар проводится в рамках проекта РООИ «Перспектива»:
- «Дети и молодёжь с инвалидностью: расширение возможностей самореализации»
при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.