Профориентолог Айгуль Киреева и психолог-профориентолог Наталья Гречкосий, специалисты из Уфы, на вебинаре 27 ноября познакомили слушателей Web-школы РООИ «Перспектива» – Инклюзивное образование – Профориентация с материалами и форматами, которые помогают в решении разных профориентационных задач при работе с детьми и подростками с разными типами инвалидности – с нарушениями слуха, зрения и с лёгкими когнитивными нарушениями.
Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. Инклюзивная профориентация: практика работы с разными типами инвалидности
Видеозапись вебинара (с тайм-кодами в описании) см. далее.
Айгуль Киреева, профориентолог (Методический центр Навигатум):
«В ходе вебинара сделан обзор игровых профориентационных инструментов для детей и подростков, которые разрабатывают в Навигатум. Эти инструменты (игры, мультфильмы и т.д.) адаптированы для лиц, имеющих нарушения зрения, слуха или интеллектуальные нарушения. Часть инструментов размещена в открытом доступе в официальных соцсетях Навигатум.
Наталья Гречкосий, представитель одной из экспериментальных площадок, поделилась своим опытом применения игр, тестов и мультсериалов в работе с детьми с разной инвалидностью.
В конце вебинара я рассказала о том, как можно поучаствовать в тестировании некоторых инструментов и получить их бесплатно, став экспериментальной площадкой Навигатум.
Надеюсь, что информация была полезной и представленные инструменты помогут в проведении профориентационных занятий с детьми и подростками».
Системный подход через игру
Айгуль Альбертовна Киреева, руководитель Методического центра Навигатум
и научный сотрудник в АНО «Центр научных исследований в сфере профориентации и психологии труда», начала с главного принципа: профориентация – это не разовое тестирование, а поэтапный процесс, который выстраивается в соответствии с поставленными задачами, разными для каждого возраста.
Для дошкольников и начальных классов – это знакомство с профессиями и формирование деонтологических ценностей;
для подростков – более тесное знакомство с профессиями и погружение в очень важный процесс личностного самоопределения (понимание себя, своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов);
для старшеклассников – выбор направления профессиональной деятельности (понять, каких качеств для неё не хватает и какие есть возможности тренировать их), понимание изменений, которые будут происходить в выбранной профессии, и продолжение процесса личностного самоопределения.
Специально для решения этих задач проект «Навигатум» создает игровые инструменты, многие из которых адаптированы для детей с нарушениями зрения, слуха и интеллектуальными особенностями.
Айгуль подробно рассказала о целой линейке таких материалов:
- Для малышей: игровая развивающая среда «Взросляндия», мультфильмы и аудиосказки «В мире профессий».
- Для младших школьников: мультсериал «Калейдоскоп Профессий», включая выпусками, адаптированные для ребят с разными видами особенностей или инвалидности.
- Для подростков: инициирующие самопознание онлайн-игры, скетчбук «Дневник самоопределения», система диагностики «Грани личности» Г.В. Резапкиной, тест «Профитип».
- Для старшеклассников: притчи Псифора, дневник профессий Навигатум, профориентационная игра «Профи+» (с игровыми модулями «Карьерная лестница» и «Профессионально важные качества»), видеоурок и аудиоурок «Как и какую профессию выбрать?», аудиоспектакль) «Рынок труда», опросник-навигатор по профессиям «Всёумел» (с фильтрами, которые учитывают особенности и ограничения по возможностям здоровья).
Особое внимание Айгуль уделила возможностям для педагогов и родителей: многие материалы можно получить бесплатно, став экспериментальной площадкой «Навигатума». Для этого нужно лишь использовать инструменты в работе и давать разработчикам обратную связь: www.navigatum.ru/joinus
Взгляд из практики: как инструменты работают в реабилитационном центре
Наталья Романовна Гречкосий, психолог и специалист по комплексной реабилитации из Республиканского реабилитационного центра «Салют» (Уфа), поделилась живым опытом применения этих инструментов. Она подтвердила, что игровые форматы, такие как «Профи+» и «Калейдоскоп Профессий», отлично вовлекают подростков, в том числе на дистанционке, и помогают мягко оценить их коммуникативные навыки и уверенность в себе.
Наталья привела несколько вдохновляющих кейсов из своей работы: как подросток с резким ухудшением зрения боится отчисления из технического колледжа и ищет новый путь в IT-сфере, как другой молодой человек с музыкальным талантом нашёл себя в училище искусств и другие примеры.
«Проект «Навигатум» со своей системностью очень хорошо вписался со своим системным глубоким подходом, и детям очень нравится наглядность материалов – им не скучно. Мне, как психологу, важно, чтобы на занятиях подросток не просто сидел, а ещё и работал – для того, чтобы он думал, для того, чтобы в дальнейшем он был благополучен», – отметила психолог-профориентолог Наталья Гречкосий.
Наука на стороне возможностей
В завершение Айгуль Киреева поделилась оптимистичным выводом современных исследований: эволюция орудий труда ведет к тому, что многие профессии становятся доступнее для людей с разными способностями и особенностями.
Современные технологии позволяют выполнять сложные задачи с меньшими физическими затратами, открывая новые горизонты для профессиональной самореализации.
Как получить материалы?
В описании к видеозаписи вебинара (см. ниже) приведены многочисленные ссылки на разнообразные материалы от Методического центра Навигатум.
Галина Сокова, менеджер региональных проектов отдела по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива»:
«Главной задачей вебинара было показать, что не существует единого подхода, а есть широкий спектр адаптированных инструментов. Эксперт детально разобрала, как с их помощью знакомить с профессиями детей с нарушениями слуха, зрения или когнитивными особенностями. Ценно то, что эти материалы – не теория, а проверенная практика».
Общее количество слушателей вебинара 27 ноября 2025:
141 человек (со 116 электронных адресов) из 64 городов и посёлков
(49 регионов России; ДНР, ПМР, Казахстан, Узбекистан и Литва).
Из отзывов участников вебинара:
Ольга Шекунова, г. Белорецк (Башкортостан):
«Большое спасибо спикерам! Как всегда, подача материала профессиональна👏!»
Иван Коньков, г. Химки (Московская обл.):
«Мне понравился вебинар».
Юлия Полянская, г. Москва:
«Галина, правильно меня поняла. Спасибо за ответ».
Видеозапись вебинара 27.11.2025 (с тайм-кодами в описании)
«Инструменты и форматы профориентации для детей и подростков с разными типами инвалидности»
(синхронный перевод на русский жестовый язык – Наталья Белова):

Вебинары 2014–2025 (YouTube):
Все вебинары и конференции Web-школы РООИ «Перспектива»

vkvideo.ru/video-16873491_456240468
Вебинары 2021–2025 (VK Видео):
Все вебинары и видеоконференции Web-школы
Видеозаписи других вебинаров по инклюзивному образованию см.:
в YouTube-плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование
в VK-плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование
Другие вебинары с А.А. Киреевой см. здесь:
АК-1 «Что нужно знать всем тем, кто работает в сфере профориентации с детьми?»
АК-2 «Как я, педагог, могу помочь школьникам определиться с выбором профессии?»
АК-3 «Как рассказывать детям о профессиях и труде – в детском саду и начальной школе»
Все вебинары по профориентации детей и подростков с инвалидностью:
см. Web-школа РООИ «Перспектива» – Профориентация

Вебинар прошёл в рамках проектов РООИ «Перспектива»:
- «Дети и молодёжь с инвалидностью: расширение возможностей самореализации»
при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.
- «Социальное и профессиональное самоопределение детей и подростков с инвалидностью/ОВЗ»
(Фонд президентских грантов)
















