От теории к практике: как применять специализированные материалы в инклюзивной профориентационной работе

Профориентационные инструменты для детей с ОВЗ

Профориентолог Айгуль Киреева и психолог-профориентолог Наталья Гречкосий, специалисты из Уфы, на вебинаре 27 ноября познакомили слушателей Web-школы РООИ «Перспектива» – Инклюзивное образованиеПрофориентация с материалами и форматами, которые помогают в решении разных профориентационных задач при работе с детьми и подростками с разными типами инвалидности – с нарушениями слуха, зрения и с лёгкими когнитивными нарушениями.

Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. Инклюзивная профориентация: практика работы с разными типами инвалидности

Видеозапись вебинара (с тайм-кодами в описании) см. далее.


Айгуль Киреева, профориентолог (Методический центр Навигатум):
«В ходе вебинара сделан обзор игровых профориентационных инструментов для детей и подростков, которые разрабатывают в Навигатум. Эти инструменты (игры, мультфильмы и т.д.) адаптированы для лиц, имеющих нарушения зрения, слуха или интеллектуальные нарушения. Часть инструментов размещена в открытом доступе в официальных соцсетях Навигатум.
Наталья Гречкосий, представитель одной из экспериментальных площадок, поделилась своим опытом применения игр, тестов и мультсериалов в работе с детьми с разной инвалидностью.
В конце вебинара я рассказала о том, как можно поучаствовать в тестировании некоторых инструментов и получить их бесплатно, став экспериментальной площадкой Навигатум.
Надеюсь, что информация была полезной и представленные инструменты помогут в проведении профориентационных занятий с детьми и подростками
».

Системный подход через игру

Айгуль Альбертовна Киреева, руководитель Методического центра Навигатум
и научный сотрудник в АНО «Центр научных исследований в сфере профориентации и психологии труда», начала с главного принципа: профориентация – это не разовое тестирование, а поэтапный процесс, который выстраивается в соответствии с поставленными задачами, разными для каждого возраста.

Для дошкольников и начальных классов – это знакомство с профессиями и формирование деонтологических ценностей;
для подростков – более тесное знакомство с профессиями и погружение в очень важный процесс личностного самоопределения (понимание себя, своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов);
для старшеклассников – выбор направления профессиональной деятельности (понять, каких качеств для неё не хватает и какие есть возможности тренировать их), понимание изменений, которые будут происходить в выбранной профессии, и продолжение процесса личностного самоопределения.

Специально для решения этих задач проект «Навигатум» создает игровые инструменты, многие из которых адаптированы для детей с нарушениями зрения, слуха и интеллектуальными особенностями.

Айгуль подробно рассказала о целой линейке таких материалов:

  • Для малышей: игровая развивающая среда «Взросляндия», мультфильмы и аудиосказки «В мире профессий».
  • Для младших школьников: мультсериал «Калейдоскоп Профессий», включая выпусками, адаптированные для ребят с разными видами особенностей или инвалидности.
  • Для подростков: инициирующие самопознание онлайн-игры, скетчбук «Дневник самоопределения», система диагностики «Грани личности» Г.В. Резапкиной, тест «Профитип».
  • Для старшеклассников: притчи Псифора, дневник профессий Навигатум, профориентационная игра «Профи+» (с игровыми модулями «Карьерная лестница» и «Профессионально важные качества»), видеоурок и аудиоурок «Как и какую профессию выбрать?», аудиоспектакль) «Рынок труда», опросник-навигатор по профессиям «Всёумел» (с фильтрами, которые учитывают особенности и ограничения по возможностям здоровья).

Особое внимание Айгуль уделила возможностям для педагогов и родителей: многие материалы можно получить бесплатно, став экспериментальной площадкой «Навигатума». Для этого нужно лишь использовать инструменты в работе и давать разработчикам обратную связь: www.navigatum.ru/joinus

Взгляд из практики: как инструменты работают в реабилитационном центре

Наталья Романовна Гречкосий, психолог и специалист по комплексной реабилитации из Республиканского реабилитационного центра «Салют» (Уфа), поделилась живым опытом применения этих инструментов. Она подтвердила, что игровые форматы, такие как «Профи+» и «Калейдоскоп Профессий», отлично вовлекают подростков, в том числе на дистанционке, и помогают мягко оценить их коммуникативные навыки и уверенность в себе.

Наталья привела несколько вдохновляющих кейсов из своей работы: как подросток с резким ухудшением зрения боится отчисления из технического колледжа и ищет новый путь в IT-сфере, как другой молодой человек с музыкальным талантом нашёл себя в училище искусств и другие примеры.

«Проект «Навигатум» со своей системностью очень хорошо вписался со своим системным глубоким подходом, и детям очень нравится наглядность материалов – им не скучно. Мне, как психологу, важно, чтобы на занятиях подросток не просто сидел, а ещё и работал – для того, чтобы он думал, для того, чтобы в дальнейшем он был благополучен», – отметила психолог-профориентолог Наталья Гречкосий.

Наука на стороне возможностей

В завершение Айгуль Киреева поделилась оптимистичным выводом современных исследований: эволюция орудий труда ведет к тому, что многие профессии становятся доступнее для людей с разными способностями и особенностями.
Современные технологии позволяют выполнять сложные задачи с меньшими физическими затратами, открывая новые горизонты для профессиональной самореализации.

Как получить материалы?

В описании к видеозаписи вебинара (см. ниже) приведены многочисленные ссылки на разнообразные материалы от Методического центра Навигатум.

Галина Сокова, менеджер региональных проектов отдела по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива»:
«Главной задачей вебинара было показать, что не существует единого подхода, а есть широкий спектр адаптированных инструментов. Эксперт детально разобрала, как с их помощью знакомить с профессиями детей с нарушениями слуха, зрения или когнитивными особенностями. Ценно то, что эти материалы – не теория, а проверенная практика».


Общее количество слушателей вебинара 27 ноября 2025:

141 человек (со 116 электронных адресов) из 64 городов и посёлков
(49 регионов России; ДНР, ПМР, Казахстан, Узбекистан и Литва).

Из отзывов участников вебинара:

Ольга Шекунова, г. Белорецк (Башкортостан):
«Большое спасибо спикерам! Как всегда, подача материала профессиональна👏!»
Иван Коньков, г. Химки (Московская обл.):
«Мне понравился вебинар».
Юлия Полянская, г. Москва:
«Галина, правильно меня поняла. Спасибо за ответ».

Видеозапись вебинара 27.11.2025 (с тайм-кодами в описании)
«Инструменты и форматы профориентации для детей и подростков с разными типами инвалидности»
(синхронный перевод на русский жестовый язык – Наталья Белова):

Видеозаписи других вебинаров по инклюзивному образованию см.:
в YouTube-плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование
в VK-плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование

Другие вебинары с А.А. Киреевой см. здесь:

АК-1 «Что нужно знать всем тем, кто работает в сфере профориентации с детьми?»

АК-2 «Как я, педагог, могу помочь школьникам определиться с выбором профессии?»

АК-3 «Как рассказывать детям о профессиях и труде – в детском саду и начальной школе»

Все вебинары по профориентации детей и подростков с инвалидностью:
см. Web-школа РООИ «Перспектива» – Профориентация


Скриншот видеозаписи вебинара 27 ноября 2025 в 17 ч об инструментах и форматах профориентации для детей и подростков с разными типами инвалидности

Вебинар прошёл в рамках проектов РООИ «Перспектива»:

  • «Дети и молодёжь с инвалидностью: расширение возможностей самореализации»
    при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.
Логотип: Департамент добрых дел
Логотип: Москва - добрый город
  • «Социальное и профессиональное самоопределение детей и подростков с инвалидностью/ОВЗ»
    (Фонд президентских грантов)
Логотип: Фонд президентских грантов

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика