Обучение детей с аутизмом: опыт из Воронежа

 

Коллеги из Воронежа представили модель организации образования для детей с РАС, которая действует в городе и области, а также транслируется в другие регионы. Вебинар был подготовлен ко Всемирному дню распространения информации об аутизме 2 апреля, но из-за пандемии короновируса он был проведён 22 апреля.

Татьяна Поветкина, председатель ВРООИ «Искра Надежды»:
«Потребность в создании условий для доступа к качественному образованию детей с РАС была огромная. Родители детей с особенностями развития настаивали на создании системной поддержки обучения. В 2012 году у нас начала действовать комплексная программа «Аутизм. Маршруты помощи», которая объединила усилия Минздрава и Минобразования. Финансирование программы идет за счет региональных средств».

В садах и школах Воронежа и области с 2015 г. появились инклюзивные ресурсные группы и ресурсные классы. Ресурсные группы открыты в пяти обычных детсадах, а ресурсные классы – в 12 школах. Это было совсем не просто, так как образовательное учреждение надо сперва подготовить: создать специальные условия, подготовить кадры, сформировать атмосферу принятия в школьной среде.

Дина Чиркова, методист Воронежского Института развития образования имени Н.Ф.Бунакова (ВИРО), подробно пояснила как удалось вырастить свою команду экспертов по прикладному поведенческому анализу: «В школе, куда идут дети с РАС, на спецкурсы сразу отправляются завуч, дефектолог, логопед, психолог и педагог «обычного» класса. И обязательно – тьюторы, которые должны везде сопровождать учеников с аутизмом. То же самое в детсаду. На сегодня 27 педагогов воронежских школ прошли обучение».

Основными направлениями работы учителя ресурсного класса поделилась Наталья Лахина, учитель РК МБОУ СОШ №92. Эксперт рассказала, как формируется программа и расписание для каждого ученика ресурсной комнаты и что нужно для адаптации материала. Педагог, который прошел обучение, консультирует других учителей. Кроме того, во всех муниципальных органах образования есть координатор региональной программы «Особый Ребенок».

Ольга Недорезова, директор Воронежского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
«Я уверена, что это взаимодействие позволяет с большой эффективностью отрабатывать модели обучения детей с РАС в ресурсных классах и ресурсных группах с учетом разнообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Мария Перфильева, куратор вебинаров по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива»:
«В Воронеже поддерживается работа специалистов, проводятся консультации, налажена система супервизорства и обучения кадров. И как результат, больше десяти семей целенаправленно переехали в Воронеж из других городов, чтобы их дети с аутизмом могли бесплатно получать образование не в коррекционных, а в обычных школах. Коллегам из Воронежа есть, что транслировать в другие регионы, прежде всего – принятие детей с РАС и желание включить их в общество».

Кратко об экспертах и программе вебинара:
см. анонс ««Особое» звено в системе образования«

Общее количество слушателей вебинара 22 апреля 2020 (12:00 мск.):
900 человек (705 электронных адресов) из 179 городов, посёлков, сел, деревень и хуторов (65 регионов России; Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Молдова и Приднестровье, Украина и Болгария).

Из отзывов слушателей вебинара «Успешные технологии организации образования детей с РАС: опыт Воронежской области»:

Павел Карнаух, г. Москва:
«Очень приятно видеть и слышать мудрый и добрый пример Воронежа и их мотивацию в решении трудных вопросов образовательных потребностей детей с РАС. Вперёд! Так держать, коллеги! Красивая и информативная картинка по динамике развития ресурсных классов».

Нелли Должикова, г. Курск:
«Всегда полезно знать, как выстроена система работы с детьми с РАС в других организациях. Кадровое обеспечение особенно интересно».

Роман Панкратьев, г. Кингисепп (Ленинградская обл.):
«Из сообщений специалистов понятна очень слаженная, планомерная, междисциплинарная работа всех служб сопровождения и поддержки и этих ведомств. Вдумчивая, последовательная работа. Постоянно анализуруется в интересах детей с РАС. Спасибо за своевременное информирование».

Олеся Лебедева, г. Санкт-Петербург:
«Интересно, что именно центр, а не родители, занимается подбором учебного класса для ребенка с РАС. Все очень здорово, замечательный опыт! И слаженная работа между организациями, как у Вас, редко встречается. Спасибо большое за вебинар, новую информацию! Спасибо всем ведущим! Спасибо отдельное Сергею, всегда нам отвечает и информирует, никогда про нас не забывает. Все темы вебинаров всегда очень актуальны, полезны, информативны, доступны и интересны!»

Юлия Илларионова, г. Борисоглебск (Воронежская обл.):
«Работаю с детьми с РАС в группе кратковременного пребывания и было интересно узнать о работе ресурсных классов, так как у нас в городе проблема с ресурсными классами. Спасибо за интересный вебинар».

Видеозапись вебинара 22.04.2020 (12:00 мск.):https://www.youtube.com/embed/J-cKIGICITY?rel=0&fs=1&wmode=transparent

Альбина Ким, г. Южно-Сахалинск:
«Очень интересный опыт! Спасибо за вебинар! Интересно организована работа и обучение педагогов для работы с детьми РАС».

Лариса Будылина, г. Курск:
«Спасибо огромное, очень доступно, познавательно, много полезной информации для работы воспитателя. Спасибо за вашу планомерную, актуальную работу с детьми с РАС. Спасибо организаторам и ведущим вебинара!»

Татьяна Бильгильдеева, г. Кострома:
«Вновь и вновь понимаешь как важна системная работа в регионе. Воронеж вдохновляет… Огромное спасибо».

Элла Паатова, г. Азов (Ростовская обл.):
«Хорошая организация обучения детей! Достаточно нужных специалистов! Большое спасибо! Спасибо большое!!!»

Марина Ивановна Федорова, г. Черногорск (Хакасия):
«Спасибо Первый раз услышала о такой глубокой системе работы с РАС».

Вебинар проводился в рамках федерального социального проекта «На урок – вместе», инициаторами которого являются РООИ «Перспектива» и компания Ingka Centres в России

22.04.20 (12:00) коллеги из Воронежа представили модель организации образования для детей с РАС, которая действует в городе и области, а также транслируется в другие регионы. Вебинар был подготовлен ко Всемирному дню распространения информации об аутизме 2 апреля, но из-за пандемии короновируса он был проведён 22 апреля.

Татьяна Поветкина, председатель ВРООИ «Искра Надежды»:
«Потребность в создании условий для доступа к качественному образованию детей с РАС была огромная. Родители детей с особенностями развития настаивали на создании системной поддержки обучения. В 2012 году у нас начала действовать комплексная программа «Аутизм. Маршруты помощи», которая объединила усилия Минздрава и Минобразования. Финансирование программы идет за счет региональных средств».

В садах и школах Воронежа и области с 2015 г. появились инклюзивные ресурсные группы и ресурсные классы. Ресурсные группы открыты в пяти обычных детсадах, а ресурсные классы – в 12 школах. Это было совсем не просто, так как образовательное учреждение надо сперва подготовить: создать специальные условия, подготовить кадры, сформировать атмосферу принятия в школьной среде.

Дина Чиркова, методист Воронежского Института развития образования имени Н.Ф.Бунакова (ВИРО), подробно пояснила как удалось вырастить свою команду экспертов по прикладному поведенческому анализу: «В школе, куда идут дети с РАС, на спецкурсы сразу отправляются завуч, дефектолог, логопед, психолог и педагог «обычного» класса. И обязательно – тьюторы, которые должны везде сопровождать учеников с аутизмом. То же самое в детсаду. На сегодня 27 педагогов воронежских школ прошли обучение».

Основными направлениями работы учителя ресурсного класса поделилась Наталья Лахина, учитель РК МБОУ СОШ №92. Эксперт рассказала, как формируется программа и расписание для каждого ученика ресурсной комнаты и что нужно для адаптации материала. Педагог, который прошел обучение, консультирует других учителей. Кроме того, во всех муниципальных органах образования есть координатор региональной программы «Особый Ребенок».

Ольга Недорезова, директор Воронежского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
«Я уверена, что это взаимодействие позволяет с большой эффективностью отрабатывать модели обучения детей с РАС в ресурсных классах и ресурсных группах с учетом разнообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Мария Перфильева, куратор вебинаров по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива»:
«В Воронеже поддерживается работа специалистов, проводятся консультации, налажена система супервизорства и обучения кадров. И как результат, больше десяти семей целенаправленно переехали в Воронеж из других городов, чтобы их дети с аутизмом могли бесплатно получать образование не в коррекционных, а в обычных школах. Коллегам из Воронежа есть, что транслировать в другие регионы, прежде всего – принятие детей с РАС и желание включить их в общество».

Кратко об экспертах и программе вебинара:
см. анонс ««Особое» звено в системе образования«

Общее количество слушателей вебинара 22 апреля 2020 (12:00 мск.):
900 человек (705 электронных адресов) из 179 городов, посёлков, сел, деревень и хуторов (64 региона России; Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Молдова и Приднестровье, Украина и Болгария).

Из отзывов слушателей вебинара «Успешные технологии организации образования детей с РАС: опыт Воронежской области»:

Павел Карнаух, г. Москва: «Очень приятно видеть и слышать мудрый и добрый пример Воронежа и их мотивацию в решении трудных вопросов образовательных потребностей детей с РАС. Вперёд! Так держать, коллеги! Красивая и информативная картинка по динамике развития ресурсных классов».

Нелли Должикова, г. Курск: «Всегда полезно знать, как выстроена система работы с детьми с РАС в других организациях. Кадровое обеспечение особенно интересно».

Роман Панкратьев, г. Кингисепп (Ленинградская обл.): «Из сообщений специалистов понятна очень слаженная, планомерная, междисциплинарная работа всех служб сопровождения и поддержки и этих ведомств. Вдумчивая, последовательная работа. Постоянно анализуруется в интересах детей с РАС. Спасибо за своевременное информирование».

Олеся Лебедева, г. Санкт-Петербург: «Интересно, что именно центр, а не родители, занимается подбором учебного класса для ребенка с РАС. Все очень здорово, замечательный опыт! И слаженная работа между организациями, как у Вас, редко встречается. Спасибо большое за вебинар, новую информацию! Спасибо всем ведущим! Спасибо отдельное Сергею, всегда нам отвечает и информирует, никогда про нас не забывает. Все темы вебинаров всегда очень актуальны, полезны, информативны, доступны и интересны!»

Юлия Илларионова, г. Борисоглебск (Воронежская обл.): «Работаю с детьми с РАС в группе кратковременного пребывания и было интересно узнать о работе ресурсных классов, так как у нас в городе проблема с ресурсными классами. Спасибо за интересный вебинар».

Видеозапись вебинара 22.04.2020 (12:00 мск.)(синхронный перевод на русский жестовый язык – Наталья Белова):

https://youtu.be/J-cKIGICITY

Альбина Ким, г. Южно-Сахалинск: «Очень интересный опыт! Спасибо за вебинар! Интересно организована работа и обучение педагогов для работы с детьми РАС».

Лариса Будылина, г. Курск: «Спасибо огромное, очень доступно, познавательно, много полезной информации для работы воспитателя. Спасибо за вашу планомерную, актуальную работу с детьми с РАС. Спасибо организаторам и ведущим вебинара!»

Татьяна Бильгильдеева, г. Кострома: «Вновь и вновь понимаешь как важна системная работа в регионе. Воронеж вдохновляет… Огромное спасибо».

Элла Паатова, г. Азов (Ростовская обл.): «Хорошая организация обучения детей! Достаточно нужных специалистов! Большое спасибо! Спасибо большое!!!»

Марина Ивановна Федорова, г. Черногорск (Хакасия): «Спасибо Первый раз услышала о такой глубокой системе работы с РАС».

Вебинар проводился в рамках федерального социального проекта «На урок – вместе», инициаторами которого являются РООИ «Перспектива» и компания Ingka Centres в России

см. все вебинары Web-школы РООИ «Перспектива» – Инклюзивное образование

 

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика