Совместное обучение детей с различными потребностями – это реальный способ воспитания у современных учеников толерантности и посильного участия в жизни и судьбе тех их сверстников, которым в силу их особенностей труднее жить, чем другим. Инклюзия обусловлена необходимостью решения таких задач как гуманизация российского образования, развитие толерантности в обществе, реализация права детей, подростков и молодежи с особенностями развития на образование, повышение социальной активности и статуса семей с ребенком с особенностями развития.
Формирование представления о чем-либо новом в сознании людей имеет свои особенности. С одной стороны, то, к чему мы привыкли, менять в общественном сознании трудно. Но ситуация с тьюторством в инклюзивном образовании назрела настолько, что если в ближайшее время не будет организовано тьюторское сопровождение детей этой группы, то инклюзия может превратиться в иллюзию. Главная проблема в этом процессе – это неготовность людей, общества (учителей, администрации школы, родителей «нормативных» детей) к ценностному пониманию сути инклюзии и интеграции.
Вторая сторона, связанная с внедрением чего-либо нового в сознание людей, – это шанс справиться с проблемами, которые накопились в связи с устаревшими представлениями и способами организации чего-либо. И в этом смысле сейчас сложилась благодатная ситуация для формирования в образовательном пространстве новой педагогической позиции – тьютор в инклюзивной школе. Тьютор для ребенка с особенностями развития (или группы, в которой учится такой ребенок) – это ресурс, благодаря которому у ребенка с особенностями развития появляется возможность подняться на куда более высокий образовательный и социальный уровень, чем без него.
Тьютор является специалистом, который помогает сделать более эффективным образовательный процесс в инклюзивной образовательной организации. Для современного российского образования позиция тьютора в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику, пока еще является инновационной. Очевидно, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания со стороны взрослых. При этом на сегодняшний день не всегда у школы имеется возможность привлечь тьютора, но преподаватель класса или группы вполне может использовать тьюторский подход в работе с учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Это позволит снять тревогу учителей и преподавателей, связанную с тем, что не все дети, посещающие образовательную организацию, смогут осилить учебную программу, рассчитанную на обычного, среднестатистического учащегося. Поэтому опора на принципы тьюторского сопровождения позволит преподавателю или учителю организовать учебную деятельность учащегося с ограниченными возможностями здоровья более эффективным образом.
Основными задачами в работе тьютора являются:
Организация насыщенной образовательной среды. У ученика должна быть возможность доступа к разным пособиям, книгам и другой информации, которая ему может понадобиться;
Реализация принципа индивидуализации. У ученика должна быть возможность выбора собственного образовательного маршрута.
Опора на интерес ученика. У учащегося с ограниченными возможностями здоровья ресурсы активности могут быть существенно ограничены, но собственный интерес к чему-либо может иметь высокий потенциал.
Участие в разработке ИОП. Индивидуальная образовательная программа, включающая в себя цели, задачи и отражающая систему деятельности каждого из специалистов психолого-педагогического сопровождения (включая учителя, тьютора), позволяет увязать в единую форму все образовательные мероприятия, в которые вовлекается учащийся. Программа позволяет ответить на вопрос «Что делать?». Индивидуальный образовательный план должен содержать примерные сроки решения поставленных задач (так как речь идет об учащемся с особенностями развития, то времени может понадобиться больше, чем запланировано), расписание уроков, время для других занятий. Необходимо продумать методы и методические приемы, благодаря которым предполагается решать поставленные задачи, то есть ответить на вопрос «Как это делать?».
Принципы, которые заложены в основу тьюторского подхода, могут помочь педагогу решить многие задачи, трудноразрешимые на первый взгляд:
- Открытость – преодоление границ контекста стандартной учебной программы. Каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом. В этом смысле очень важно, чтобы учащийся понимал, зачем и чему он учится. То есть формирование осознанности своего обучения – необходимый элемент в процессе образования. При этом для обычных учащихся существует множество секций, кружков, образовательно-развлекательных центров. Для ребят с ОВЗ их не так уж и много. Важно, чтобы тьютор или преподаватель группы имел представление о том, где и какие организации могут помочь учащемуся с ОВЗ и его семье углубить свое образование (Дома детского творчества, музеи, научно-познавательные центры и т.п.). Одна из главных целей открытого образования – научить учащегося и членов его семьи максимально использовать различные ресурсы для реализации своей образовательной программы. Образовательная же программа может формироваться за счет ресурсов образовательной организации, в которой осуществляется очная форма образования, либо дистанционная, либо совмещение и той, и другой.
- Вариативность – создание насыщенной образовательной среды. Тьютор должен хорошо представлять, что может предложить учащемуся с ОВЗ образовательная организация – дополнительные занятия, кружки, секции, ресурсы библиотеки, электронные ресурсы. Если возникает необходимость в создании чего-либо нового – например, релаксационной комнаты, то тьютор может инициировать процесс организации такой комнаты.
- Непрерывность – обеспечение последовательности и цикличности тьюторского сопровождения на каждой возрастной ступени развития учащегося. Этот принцип позволяет учитывать все тонкости и нюансы развития учащегося с ОВЗ. При этом степень тьюторского участия, а также его содержательная часть, скорее всего, будут меняться. Так, в первом классе, возможно, тьютор будет осуществлять сопровождение учащегося на всех уроках, на переменах. По мере освоения учащимся образовательной среды степень участия тьютора также изменяется: тьютор может помогать только на письменных предметах, на переменах проявлять свое участие только в случае конфликтных ситуаций и т.д. При сопровождении учащегося в колледже максимальное участие тьютора может быть только на первых порах. На более поздних этапах тьютор может подключаться к проектной деятельности студента, помогать ему в поиске дополнительных профессиональных курсов и т.д. При этом, несмотря на то, что непосредственное участие тьютора в образовательном процессе может снижаться, учащийся должен знать и чувствовать, что рядом с ним (и с его семьей) всегда есть внимательный, чуткий и проницательный помощник.
- Гибкость – поддержка инициативы, форм, темпов, выбора способов получения образования учащегося. Многие учебные программы построены на двух основных принципах: линейном (от простого к сложному) и концентричном (возвращение к одному и тому же материалу несколько раз на разном уровне: например, темы «Части речи», «Состав слова», все математические операции и т.д. с каждым классом или курсом изучаются все более углубленно). Но учащиеся с особенностями развития могут запоминать не всю информацию; кроме того, более сложное для них может оказаться более понятным. То есть восприятие, переработка, понимание и оперирование информацией могут происходить мозаично, фрагментарно. Это не значит, что если учащийся на данном этапе обучения усвоит лишь часть информации, то он не сможет в дальнейшем пользоваться ею в полном объеме. «Достраивание до полной картины» может произойти гораздо позже.
- Индивидуальный подход. Учащиеся с особенностями развития требуют и особого индивидуального подхода к себе. И тьютору, и преподавателю в первую очередь необходимо выработать единую систему коммуникации, учитывающую индивидуальный способ восприятия и переработки информации учащимся. Для ряда учащихся с ограниченными возможностями здоровья эта система, вероятно, и останется единственно возможной. Как известно, каждый человек предпочитает воспринимать поступающую информацию извне тремя основными способами: преимущественно визуально, преимущественно аудиально или преимущественно кинестетически. Таким образом, если ребенок не может понять что-то через один канал, скорее всего, та же информация, но поданная в иной форме, с опорой на другой канал восприятия, может быть им усвоена очень хорошо. А после того, как ребенок получил некоторое знание через предпочитаемый канал восприятия, велик шанс, что он захочет и сможет усвоить информацию и через неведущую систему.
- Индивидуализация. Ориентация на индивидуальные образовательные приоритеты каждого учащегося, помощь в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении ИОП. Принцип индивидуализации основан на том, что каждый учащийся проходит свой собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. Поясним это на примере. При изучении темы «Животные Африки» каждый из учащихся может подготовить доклад об одном из животных. А учащийся с ограниченными возможностями здоровья, который очень любит слушать песни и разную музыку, но мало интересуется самими животным (в то время, когда изучается эта тема), может подготовить подборку африканской музыки, а также включить ее для прослушивания во время представления другими одноклассниками докладов. Такой подход можно использовать в рамках урока. В рамках образовательной программы важно учитывать, что, например, некоторые учащиеся будут посещать вместо одних уроков другие.
Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах и в разных типах образовательных учреждений группой ученых Российской тьюторской школы была разработана Ресурсная схема общего тьюторского действия. Эта схема включает в себя три вектора тьюторского действия: социальный, культурно-предметный и антропологический.
Социальный вектор включает в себя ресурсы общения, взаимодействия со сверстниками, другими взрослыми. Например, преподаватель может обратить внимание на то, что один из учеников в классе с удовольствием помогает учащемуся с ОВЗ, проявляет о нем искреннюю заботу. Таким образом тьютор или преподаватель могут опираться в работе на помощь этого учащегося.
Культурно-предметный вектор учитывает то, что образовательная деятельность включает в себя и элемент культуры, ее наследия, а также междисциплинарное взаимодействие. Например, тьютор или преподаватель могут помочь ученику с ОВЗ, любящему лошадей, занимающегося лечебной верховой ездой, к уроку биологии (или МХК, рисования) подготовить проект «Образ лошади в русском декоративно-прикладном искусстве».
Антропологический вектор предполагает понимание учащимся, какие требования в реализации своей образовательной программы предъявляется именно к нему. Задача тьютор или педагога с тьюторской компетенцией – помочь осознать ему эти требования. Например, если учащийся увлекается туристическими походами, но при этом у него слабое здоровье, то необходимо вместе с тьютором продумать, каким образом его можно укрепить – найти секции, составить расписание и т.д.
Карпенкова И. В.
к.с.н., психолог, АНО «Наш Солнечный Мир», член Тьюторской Ассоциации
Литература:
- Т.М.Ковалева, Е.И.Кобыща, С.Ю.Попова (Смолик), А.А.Теров, М.Ю.Чередилина. Профессия «Тьютор» – М., 2012;
- И.В.Карпенкова. Тьютор в инклюзивной школе.- М.: 2012.