16.12.14 в вебинаре на тему механизмов финансирования образовательных учреждений приняли участие эксперты Мария Прочухаева и Ольга Исаенкова, представляющие инклюзивный московский детский сад № 288.
Ведущая вебинара, руководитель образовательного направления РООИ «Перспектива» Мария Перфильева, объяснила, что тема была выбрана потому, что на данном этапе финансирование образовательных учреждений лежит в том числе и на их собственных плечах. «Государство дало некие технологии, рычаги, нужно научиться ими пользоваться, и это не так просто, – пояснила Мария Префильева. – Как готовить заявки, получать субсидии – все это непростые задачи, а для многих учреждений образования это совершенно неизвестная область».
Именно поэтому на вебинар были приглашены те, кто уже знает, как привлекать дополнительные средства, как использовать возможности которые существуют.
В самом начале заведующая детским садом Мария Прочухаева сообщила всем участникам вебинара, что теперь ее образовательное учреждение является структурным подразделением колледжа малого бизнеса. Путем реорганизации несколько школ, в том числе для детей с инвалидностью, а также детские сады объединились в крупный образовательный комплекс. В самом же садике 288 уже следующей осенью откроется 1 класс.
Перейдя к теме вебинара, Прочухаева сообщила, что в качестве бюджетного образовательного учреждения детсад получает субсидии на обучение, воспитание, уход и прочее, согласно Закону 44 ФЗ. С недавних пор все закупки образовательного учреждения должны регистрироваться через электронный магазин. Для этого в конце каждого года составляется план-график на будущий год. «Мы знаем, сколько у нас детей, а также сколько стоит один ребенок в школе, в колледже, в группе кратковременного пребывания, столько стоит ребенок с инвалидностью, – объясняла Прочухаева. – Далее мы планируем, чем собираемся заниматься: чистить от снега крыши, платить зарплаты, платить Мосэнерго, Мосводоканалу, если у нас есть бассейн – платить тем, кто его обслуживает. Все то же, что и в этом году, с учетом изменений, которые вносит руководитель учреждения, который имеет право поменять поставщика товара или услуги, если нынешний почему-либо не устраивает».
Если каких-то расходов не будет в плане – система просто не пропустит договор с поставщиком.
По словам Ольги Исаенковой (ДОУ № 288), для работы необходима электронная цифровая подпись. А кроме того, логин, пароль. Дальше в системе идет раздел «формирование закупок», а в нем – лоты, расходы на содержание имущества, коммунальные услуги, закупку материальных ценностей – мебели, техники… «Эти статьи не менялись, они остаются в силе, – пояснила Исаенкова. – Мы все денежные средства распределяем по данным статьям».
![](https://2020.perspektiva-inva.ru/wp-content/uploads/2021/04/pic0482_07.jpg)
Чтобы совершить закупку, надо выбрать подрядчика, обосновать цену контракта. Раньше нужно было проводить тендер, сейчас требуется обоснование цены, причем при выборе поставщика получатель услуги не обязан выбирать самую маленькую цену – можно обратить внимание на качество, скорость предоставления, оценивается все в совокупности.
Кроме того, в садике открыли ряд платных услуг, куда входят развивающие занятия сверх нормативной программы.
«У нас в саду много высококлассных специалистов, которые не являются штатными воспитателями, – объяснила Прочухаева. – Например, педагоги Монтессори. Это не входит в общеобразовательный стандарт, как и фехтование, керамическая мастерская, столярная. Родители, желающие, чтобы их дети занимались дополнительно, платят в электронный кошелек, и средства идут нам. Это сложнее запланировать, потому что мы не знаем, сколько детей выберет эту услугу, как часто они будут болеть и пропускать занятия. Но в конечном итоге мы получаем эти средства и можем пустить их на развитие сада. На ту же глину для керамической мастерской».
На каждую дополнительную услугу также составляется смета, в которой учитываются отчисления преподавателям, которые ведут эту работу, доплата за электроэнергию, доплата уборщице.
Как потратить дополнительные деньги – решает управляющий совет. «Никаких указаний сверху нет, это ответственность самого руководителя, согласованная с управляющим советом, – говорит Мария Прочухаева. – Ведь это заказчики услуг. В управляющий совет входят родители, воспитатели, завхоз – представители всех уровней, чтобы слышать мнение каждого, особенно мнение родителей. Без их участия невозможно сделать ничего толкового».
Дополнительные деньги дают возможность организовывать для детей дополнительные услуги. Сейчас в детском саду есть одна ставка тьютора, который сопровождает мальчика с ДЦП и незрячего, который не может сам передвигаться. Такого ребенка может сопровождать и сам родитель, а может нанять за свой счет няню, с обязательным упоминанием всех этих моментов в договоре.
Есть дети, которых сопровождают студенты-волонтеры из педагогического института, а иногда – из благотворительных организаций. «Это очень важный ресурс, и здесь не должно быть никаких административных препон, можно только приветствовать любую помощь», – уверена Прочухаева.
По словам Ольги Исаенковой, план-график зависит от размера субсидии. Если денег мало, то особо на закупки выделять нечего.
«То есть если детсад отказывает в приеме детям с инвалидностью, то денег у него будет заведомо меньше?» – уточнила Мария Перфильева.
![](https://2020.perspektiva-inva.ru/wp-content/uploads/2021/04/pic0482_03.jpg)
По словам Прочухаевой ребенок, получивший заключение Психолого-медико-педагогической комиссии о том, что ему необходимы специальные условия, приносит об этом справку и дополнительно 25 тысяч в год. «Это небольшие деньги, – отметила Мария Прочухаева, – Поэтому брать 1 или 2 детей с инвалидностью в большой сад невыгодно. Это должна быть стратегия, когда в крупном комплексе есть группа обычных детей, и в нее вливается группа детей с инвалидностью, тогда это и финансово выгодно, и для развития обоих групп детей полезно. Вот наш детский сад, перейдя на эту систему, оказался в выигрышном положении– мы получили денег больше, чем получали по сметному финансированию. Стратегия – это очень важно».
Далее Ольга Исаенкова подробно рассказала, как составляется и заключается контракт в электронном виде, и эксперты ответили на вопросы слушателей, представлявших 14 городов из 11 регионов России.
География вебинара 16 декабря 2014:
Абакан (Республика Хакасия),
Архангельск,
Владикавказ (Республика Северная Осетия – Алания),
Кемерово,
Красноярск (Красноярский край),
Лучегорск (Приморский край),
Междуреченск (Кемеровская область),
Москва,
Нижний Новгород,
Новокузнецк (Кемеровская область),
Симферополь (Республика Крым),
Сыктывкар (Республика Коми),
Томск,
Уфа (Республика Башкортостан).
Видеозапись вебинара 16.12.2014:
Доступ к материалам и видеозаписям вебинаров Web-школы РООИ «Перспектива»
предоставляется бесплатно:
Подписки на материалы прошедших вебинаров.