Какие горизонты в современном обществе можно открыть подростку с инвалидностью? Как стать полноправным членом общества, способным отстаивать свои права? На вебинаре 17 ноября специалист по развитию лидерских качеств у подростков с инвалидностью Татьяна Чистякова рассказала об успешных проектах РООИ «Перспектива» по работе с подростками с инвалидностью.
Татьяна Чистякова, эксперт и ведущий вебинара, специалист по развитию лидерских качеств у подростков и молодёжи с инвалидностью (РООИ «Перспектива»):
«На вебинаре я рассказала о проектах «Развитие лидерских качеств у подростков с инвалидностью» и «Театральная перспектива», реализуемых нашей организацией. Также на вебинаре трое участников проектов поделились своим опытом участия в них и рассказали, какие возможности открылись перед ними благодаря этому.
Уверена, что данный вебинар имеет практическую ценность для специалистов, работающих в области социализации подростков с инвалидностью, и будет большой помощью при создании в регионах программ и проектов, способствующих социализации и раскрытию личностного и творческого потенциала подростков с инвалидностью, и очень многие подростки с инвалидностью обретут уверенность в своём Завтра».
Кратко об экспертах и программе вебинара «Проект «Развитие лидерских качеств у подростков с инвалидностью» открывает новые горизонты»:
см. Войти в жизнь общества через театральные подмостки
Видеозапись вебинара см. по ссылке внизу.
Основная цель проекта «Развитие лидерских качеств у подростков с инвалидностью» – полноценное и равноправное участие подростков с инвалидностью в социальной и культурной жизни общества. Стать участниками проекта могут подростки с различными формами инвалидности в возрасте от 11 до 17 лет (включительно).
В рамках проекта ведётся работа по следующим направлениям:
- тренинги на развитие лидерских качеств и навыков выступления на публике
- встречи участников лидерского направления со школьниками без инвалидности
- творческие мастер-классы, направленные на развитие творческого потенциала подростков с инвалидностью.
Особое внимание в рамках проекта уделяется профориентации подростков с инвалидностью: именно поэтому в рамках проекта организуются профориентационные тренинги и экскурсии. На профориентационных экскурсиях сотрудники различных компаний и производств рассказывают об истории компании и своей деятельности.
Участники проекта не боятся рассказывать другим людям о себе и своей инвалидности, поэтому выступают на конференциях и других различных мероприятиях, посвящённых вопросам инвалидности и инклюзивному образованию. Также подростки с инвалидностью участвуют в деятельности Детского совета при уполномоченном по правам детей г. Москвы.
Во время «пандемии» у проекта появилось новое направление: онлайн «Игротека РООИ Перспектива», где подростки принимают участие в различных играх и викторинах (в рамках данного направления игротеки проходят и сейчас). Также подростки принимают участие в проекте «Театральная перспектива«.
Ещё одно направление деятельности в рамках проекта, о котором на вебинаре рассказала Татьяна, – это выездные лагеря для подростков с инвалидностью (профориентационный и театральный).
В профориентационном лагере для подростков проходят профориентационные встречи с представителями различных профессий и компаний, на которых спикеры рассказывают о своей работе. Также участники лагеря проходят профориентационные квесты, тестирования и тренинги на развитие лидерских качеств. В результате многие подростки к концу смены (на четвёртый — пятый день) отвечают на вопрос: «Кем я хочу быть?» и начинают понимать, какими знаниями и навыками им нужно в будущем овладеть, чтобы реализовать себя в определённой профессиональной деятельности.
Кроме того, в лагерь приезжают успешные люди с инвалидностью, которые являются представителями различных профессий и очень вдохновляют участников лагеря на новые свершения. Видя достижения спикеров с инвалидностью, участники лагеря понимают, что преград нет и не боятся ставить себя новые цели и добиваться их.
Театральный лагерь является первым этапом проекта «Театральная перспектива». В театральном лагере подростки с инвалидностью под руководством опытных драматургов пишут пьесы и под руководством профессиональных актёров проходят серию мастер-классов по актёрскому мастерству. Помимо основных занятий по драматургии и актёрскому мастерству, в театральном лагере подростки проходят мастер-классы на раскрытие творческого потенциала, тренинги на развитие лидерских качеств и встречи с представителями творческих профессий.
И в профориентационном, и в театральном лагерях для участников есть спортивная программа: каждое утро представители отдела инклюзивного спорта РООИ «Перспектива» проводят зарядку, и в течении смены – другие спортивные мероприятия. Также в лагере проводятся дискотеки, «Свечка», игра «Тайный друг», кинопоказы и другие развивающие и развлекательные мероприятия. В лагере царит атмосфера добра и принятия каждого человека, таким какой он есть.
В заключительный день Театрального лагеря проводится читка пьес, написанных подростками в течение смены, после чего затем сотрудники отдела развития лидерства РООИ «Перспектива» передают эти пьесы профессиональным режиссёрам и договариваются с театром. Приглашённый режиссёр выбирает несколько лучших пьес и в рамках проекта «Театральная перспектива» организуется постановка инклюзивного спектакля.
Проект «Театральная перспектива» реализуется РООИ «Перспектива» с 2012 года, Роли в спектаклях исполняют известные актёры вместе с подростками с инвалидностью, что делает такие спектакли инклюзивными.
В постановках участвовало более 45 профессиональных, известных актёров, режиссёров, подростков с инвалидностью и 35 волонтёров.
Проект «Театральная перспектива» дал возможность более 16 000 подросткам с инвалидностью проявить себя и реализовать свой потенциал через творческую и культурную деятельность.
Во второй части вебинара участники проекта «Развитие лидерских качеств» рассказали о том, как участие в проекте повлияло на их жизнь, и какие горизонты открывает проект для подростков с инвалидностью.
Так, например, София Писарева в лагере стала больше доверять людям, у неё появились новые друзья. Благодаря тренингам по развитию лидерских качеств София обрела уверенность в собственных силах и сейчас учится на керамиста в техникуме Реабилитационного центра для людей с инвалидностью Департамента социальной защиты населения города Москвы.
София Писарева, студентка Техникума РЦИ:
«Спасибо за возможность поделиться своим опытом. Благодаря участию в проекте «Развитие лидерских качеств у подростков с инвалидностью» я стала больше доверять людям, стала гораздо увереннее в своих силах и мне не страшно идти вперёд».
Александр Изотов был участником Театрального лагеря. В лагере Александр вместе с другими участниками написал пьесу «Пушкин-Кукушкин», а затем сыграл одну из главных ролей в спектакле по написанной им пьесе в рамках проекта «Театральная перспектива». После участия в инклюзивном спектакле Александр понял, что ему очень нравится театр и он хочет в дальнейшем изучать актёрское мастерство. Сейчас Александр занимается в детской театральной студии Театра Российской армии,
Александр Изотов, ученик ГБОУ Школа №2054:
«Мне очень понравился вебинар. На нём участники поделились своими впечатлениями и опытом от участия в проекте «Развитие лидерских качеств у подростков с инвалидностью» и проекта «Театральная перспектива» После вебинара я вспомнил тот незабываемый вечер, когда была премьера инклюзивного спектакля в рамках проекта «Театральная перспектива» , где я сыграл свои первые роли».
Татьяна Скобликова совсем недавно стала участницей проекта «Развитие лидерских качеств у подростков с инвалидностью», но уже прошла курс занятий по ораторскому мастерству, знает как настроиться на успешное публичное выступление и уже выступала на инклюзивном пикнике в парке «Царицыно».
Татьяна Скобликова, ученица ГБОУ СОШ №518:
«Сегодня прошёл вебинар РООИ «Перспектива», на котором я выступала как спикер. Мне очень понравились выступления всех участников. Я очень рада, что смогла поделиться со всеми своей историей. Мне очень нравится проект «Развитие лидерских качеств у подростков с инвалидностью». Надеюсь, что меня пригласят ещё!»
Проект «Развитие лидерских качеств у подростков с инвалидностью» помог нашим спикерам поверить в себя, они знают, что у них будет счастливое будущее и уверенны, что для других подростков с инвалидностью данный проект откроет новые прекрасные горизонты.
Общее количество слушателей вебинара 17 ноября 2022:
36 человек (с 31 электронного адреса) из 21 города, посёлка и села (20 регионов России; Киргизстан).
Из отзывов слушателей вебинара:
Алена Иванина-Кучерова, журнал «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения» (г. Ялта, Крым):
«Спасибо большое за атмосферу добра, поддержки и принятия.
Максимум информации — все очень структурировано, доступно и понятно.
Огромная благодарность спикерам — за искренность и желание делиться впечатлениями!»
Наталья Коноваленко (г. Москва):
«Татьяна, спасибо вам огромное за эту встречу. Очень рада вас видеть. Вы отлично ведете вебинар: очень приятно вас слушать! Спасибо вам за эту чудесную атмосферу добра и принятия! Перспектива для меня и двоих моих детей (у одного инвалидность) – это большая поддержка, помощь в социализации, и настоящая Семья! Детки были в Театральном лагере и в ваших интересных мероприятиях. С радостью ждем новых приглашений!»
Лариса Игонина (г. Сыктывкар, Коми):
«Спасибо! Желаю всем творческих успехов!»
Татьяна Хохлова (г. Москва):
«Спасибо за подробный ответ!»
Вероника Барабохина (г. Санкт-Петербург):
«Спасибо».
Видеозапись вебинара 17.11.2022 (синхронный перевод на русский жестовый язык – Наталья Белова):
Вебинар проведён в рамках проектов РООИ «Перспектива»:
- «Социальное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодёжи с инвалидностью»
(Департамент труда и социальной защиты населения Москвы)
- «Дети, подростки и молодёжь с инвалидностью: от уверенности в настоящем к успеху в будущем»
(БФ «Абсолют-помощь»)
- «Дети и подростки с инвалидностью: к жизни в инклюзии»
(Фонд президентских грантов)