Первый вебинар из серии еженедельных онлайн-встреч по профориентации детей и подростков с инвалидностью прошёл 28 июля на тему «Особенности профориентации детей и подростков с ОВЗ». Эксперт в области психологии и методологии Галина Резапкина рассмотрела общие вопросы профориентации школьников, а также рассказала, с какими трудностями сталкиваются дети и подростки с ОВЗ при выборе профессии. Также эксперт предложила практические методы работы с самооценкой школьников с инвалидностью.
«Очень трудно в два вебинара уложить информацию, которая накапливалась годами. Я старалась честно рассказать о проблемах и показать пути их решения. Без понимания основ профессиональной ориентации невозможно выстраивать осмысленную систему сопровождения профессионального самоопределения детей и подростков с ОВЗ. Мне очень понравилась аудитория – живая, критичная, неравнодушная. В наши дни такие люди встречаются все реже даже в образовании. Помогать им – большая честь и ответственность», – рассказала Галина Резапкина, спикер первого и второго вебинаров по профориентации школьников.
Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. Профориентация школьников с инвалидностью: вебинар первый
Галина Владимировна дала ценные рекомендации по организации профориентационной работы для подростков и молодых людей с ОВЗ. Был поднят важнейший вопрос о состоянии перечня профессий, рекомендуемых на государственном уровне, так как на данный момент он не соответствует реалиям времени и требует тщательной проверки с учётом реальной ситуации.
Сейчас профориентация подростков и молодых людей с инвалидностью является одним из приоритетных направлений государственной молодёжной политики. Но сложностей в профессиональном самоопределении школьников с ОВЗ хватает.
«Инструменты и ресурсы в этой области очень ограничены, не хватает адаптированных материалов и средств диагностики. Надеюсь, при поддержке таких экспертов, как Галина Владимировна Резапкина, ситуация выровняется», – продолжила мысль Наталья Нижник, координатор отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива».
Общее количество слушателей вебинара 28 июля 2021:
238 человек из 99 городов, посёлков и сёл (48 регионов России; Беларусь, Казахстан, Киргизстан и Украина).
Вебинары по профориентации детей и подростков с инвалидностью проходили каждую среду:
28 июля, 04 августа, 11 августа и 18 августа.
Заключительный (пятый) вебинар пройдёт осенью 2021:
следите за анонсами на сайтах РООИ «Перспектива» и «Все включены».
Из отзывов слушателей вебинара «Особенности профориентации детей и подростков с ОВЗ»:
Елена Новосёлова, г. Тюмень: «Кратко, но ёмко представлена система профессионального самоопределения. Интересны личные размышления Галины об особенностях профсамоопределения детей с ОВЗ и их самооценке. Ценная отсылка к сценариям реальных классных часов для 5-9 классов.
Я, как специалист, которому приходится отвечать на вопросы педагогов и родителей, получила в сжатой и доступной форме взгляд на профориентацию вообще и об её особенностях для детей с ОВЗ в частности. Замечателен тот факт, что есть курс разработанных «классных часов» по этой тематике».
Анастасия Бакланова, г. Красноярск: «Данная тема очень актуальна для детей с ОВЗ. Вебинар был насыщен полезной и практичной информацией. Лектор доступно и интересно рассказывала. Спасибо за интересный вебинар».
Ольга Шабашова, г. Вологда: «Прослушав вебинар, я получила ответы на интересующие меня вопросы, информация актуальна в моей работе. Большое Вам спасибо!»
Елена Михайлова, г. Томск: «Выражаю благодарность за проведённый семинар организаторам и лектору. Материал, огромный по объёму, был доступно донесён для слушателей. При планировании работы на следующий учебный год буду испробовать рекомендации.
Семинар содержательный, заявленная тематика раскрыта. Даны ценные рекомендации, которые можно и нужно использовать в своей практике и жизни школы».
Владимир Старков, г. Архангельск: «Большое спасибо! Данный вебинар был очень полезен. Вопросом занятости людей с инвалидностью занимаюсь более 20 лет, но работа велась, в основном, с властью (администрацией области и депутатами). Представленный опыт, имеющий научное и практическое обоснование, очень пригодится в работе с самими соискателями. Очень приятно сознавать, что по наитию я именно так понимал самооценку людей с инвалидностью, но не был знаком с приведёнными научными подтверждениями. Теперь знания расширены и структурированы. Огромное спасибо!
Очень полезный и интересный вебинар. Получил возможность «подглядеть» за практическими занятиями с детьми».
Гульнур Сапар, г. АСТАНА (Казахстан): «Так как я работаю в сфере профориентации, мне был очень интересен данный вебинар. Галина Владимировна осветила те вопросы именно в вопросах инклюзии, над которыми я даже не задумывалась. При дальнейшей работе и консультациях детей с ОВЗ буду применять полученные знания. Большое спасибо!»
Видеозапись первого вебинара по профориентации 28.07.2021
(синхронный перевод на русский жестовый язык – Наталья Белова):
Светлана Зыкова, г. Омутнинск (Кировская обл.): «Интересно было послушать такого эксперта в области профориентации, как Резапкина. Её комментарии из практики работы очень полезны и познавательны».
Светлана Котова, г. Екатеринбург: «Вебинар «Особенности профориентации детей и подростков с ОВЗ», который проводила Галина Резапкина, был очень познавательный. Материал хорошо структурирован, понятен и доступен для восприятия и профессионалам, и родителям. Спасибо за полезный и нужный опыт! Очень интересный подход и важный опыт! Спасибо большое!!!
Вебинар был полезен, интересен своей практической частью. Информация актуальная, имеет и методологический, и практический аспекты.»
Анна Шипилова, г. Борисоглебск (Воронежская обл.): «Интересная, и в то же время сложная тема. Лектор доступно все объяснил, вопросов не осталось. Спасибо за такие познавательные вебинары. Профориентация – сама по себе сложная тема, особенно для детей с ОВЗ. Спасибо лектору за подробную информацию, было интересно и познавательно».
Елена Ковальчук, г. Москва: «Большое спасибо Галине Владимировне за очень ценный для психолога практический материал. Тема профориентации детей и подростков с ОВЗ для меня очень актуальна. Планирую участие в следующих вебинарах по этой теме. Буду реализовывать полученный опыт в своей школе».
Елена Головинская, г. Самара: «Замечательно! По-настоящему инклюзивный подход, когда каждого ребёнка мы рассматриваем как ребёнка, развивающегося по общим закономерностям. Есть особые потребности в организации среды, в подаче. Но суть – общая. Спасибо. Предлагаю не концентрироваться на перечне – потому что это заведомое ограничение. Важнее именно подходы – и вот это и было сегодня. Давайте обсуждать нюансы, опыт, кейсы!»
Ольга Рябова, г. Таганрог (Ростовская обл.): «Имею неподдельный интерес к данной теме вебинара, так как в качестве тьютора сопровождаю учащихся старшей школы в процессе их профессионального самоопределения. Г.В. Резапкина дала очень ценные рекомендации и принципы, актуальные в консультировании всех детей (в том числе и детей с ОВЗ). Был поднят важнейший вопрос состояния профессиограммы – она не соответствует реалиям времени и требует составления тщательно продуманного списка профессий (с учетом всех нозологий), а также указания выдвигаемых требований к человеку, желающему получить ту или иную профессию: личностные качествами, которыми должен обладать будущий специалист, его навыки и т.д. Фундаментом профессионального самоопределения, конечно, является определение жизненных ценностей, приоритетов и мотивов. Затронули ещё важный момент – процесс формирования самооценки детей, каким образом складывается образ себя. В качестве эффективных средств, влияющих на формирование представлений о себе и самооценки, психолог, консультант на классном часе может использовать видео-материал (метафоричного толка: сказки, мультфильмы). Полностью согласна, что список необходим с перечнем профессий, адекватных запросу времени. В моей практике, дети в старшей школе (делала опрос) не получают должной информации о профессиях и рынке труда. Помнят в основном, что было тестирование».
Вебинар проведён в рамках федерального социального проекта «Право на дело», инициаторами которого являются компания Ingka Centres в России и Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива».
Задача проекта — поддержка локальных сообществ через расширение возможностей реализации профессионального потенциала для подростков с инвалидностью, включая разработку программ перехода от учёбы к работе и содействие диалогу между людьми с инвалидностью и без.
Проект охватывает Екатеринбург, Казань, Москву, Московскую область, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Самару, Санкт-Петербург, Уфу, Ростов-на-Дону и Республику Адыгея.