Как не потеряться в мире профессий? От игры к системности

Как помочь детям сориентироваться в огромном и постоянно меняющемся мире профессий? И как сделать знакомство ребёнка с миром профессий не просто интересным, но и по-настоящему полезным? Этим вопросам был посвящён вебинар 20 ноября с профориентологом Айгуль Киреевой – руководителем Методического центра Навигатум и научным сотрудником в АНО «Центр научных исследований в сфере профориентации и психологии труда».

Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. О мире профессий для детей – просто и увлекательно

Видеозапись вебинара (с тайм-кодами в описании) см. далее.


Айгуль Киреева сразу вовлекла аудиторию в диалог, выяснив, что среди слушателей в основном педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, что сделало разговор предметным.

Почему мы изучаем профессии с детства?

Айгуль начала с ключевого вопроса к аудитории: для чего вообще нужно рассказывать дошкольникам и школьникам о профессиях? В ходе обсуждения участники пришли к выводу, что это не столько подготовка к будущему выбору («Кем быть?»), сколько способ помочь ребёнку понять устройство общества, адаптироваться в нём и впоследствии найти в нём своё место.

Спикер обратила внимание слушателей на типичную проблему: сегодня знакомство с профессиями часто носит бессистемный, «мозаичный» характер. Дети знают о популярных и заметных профессиях, но не видят целостной картины, не видят взаимосвязей между разными видами труда и целыми отраслями. В старших классах это может привести к растерянности перед выбором.

Два подхода к изучению мира профессий: технический и смысловой

Айгуль предложила слушателям два взаимодополняющих подхода.

  1. Технический подход основан на методике «Направления трудовой деятельности» (НТД). Вся законная трудовая деятельность обобщается в 33 группы (30 групп отраслей + 2 межотраслевые + 1 группа «по призванию»). Это мета-группы, которые охватывают все существующие и будущие профессии. Знакомя ребёнка с этими направлениями (например, растениеводство, промышленность, медицина, культура), мы создаём для него целостную и непротиворечивую «карту» мира труда, в которую позже будут легко «встраиваться» новые знания.
  2. Смысловой подход смещает фокус с названий профессий на цели и смыслы труда. Зачем люди вообще делают то, что они делают? Почему это важно для всех нас? Этот подход учит видеть за сменяющимися профессиями и технологиями неизменные корневые функции и цели человеческой деятельности (например, обеспечить продовольствием, вылечить, научить).

Мастер-класс: как играя построить целую цивилизацию

Самой увлекательной частью вебинара стал практический мастер-класс. Айгуль показала, как с помощью простых средств (ватман, цветные маркеры) и игровой механики можно провести занятие даже с дошкольниками.

Она предложила участникам представить, что они с детьми начинают строить цивилизацию на новой планете – игра «Планета Прометей». С чего начать? Через наводящие вопросы дети сами приходят к выводу, что в первую очередь нужна еда. Так появляется первое НТД –  «Растениеводство». Затем выясняется, что для мяса и молока нужно «Животноводство», которое зависит от растениеводства (нужно кормить животных). Далее открывается «Пищевая промышленность» (как сырьё становится едой) и «Торговля» (как еда попадает к нам на стол).

Шаг за шагом, через вопросы и открытия, на ватмане возникает разветвлённая карта взаимосвязей всех направлений трудовой деятельности –  от добычи полезных ископаемых и промышленности до сферы услуг, искусства и государственного управления. Главный секрет в том, что эту карту «открывают» сами дети, а ведущий лишь направляет их мысль. Это создаёт чувство гордости первооткрывателей и делает знания глубокими и личными.

Полезные инструменты для педагогов и родителей

Эксперт также представила готовые профориентационные инструменты, которые помогают визуализировать эту систему:

  • Игровой модуль «Карта отраслей и профессий» с карточками для сортировки и обсуждения.
  • Наглядные плакаты и развивающая среда «Взросляндия» для дошкольников.
  • Методические материалы и книги («Направления трудовой деятельности», «Как рассказывать дошкольникам о профессиях»).
  • Бесплатные экспериментальные площадки от проекта «Навигатум», где педагоги могут тестировать и получать новые материалы (см. на сайте Навигатума).

Ответы на важные вопросы

В завершающей части вебинара Айгуль Альбертовна отвечала на вопросы из чата вебинара:

  • Как не перегрузить детей информацией? Ключ –  в движении от общего к частному. Сначала дать общую карту (НТД), а потом в течение учебного года или нескольких лет углубляться в детали каждого направления, постепенно добавляя информацию об отраслях и конкретных профессиях.
  • Работает ли это с детьми с инвалидностью? Да, ведь мы не выбираем за ребёнка, а знакомим его с миром, который его окружает. Это формирует базовое понимание общества, из которого потом можно выбирать доступные и интересные варианты. Сложность и термины адаптируются под уровень развития ребёнка.

Вебинар завершился анонсом следующей встречи (27 ноября), где Айгуль Киреева вместе с коллегой – психологом-профориентологом Натальей Гречкосий – подробно разбирает практику профориентационной работы с детьми с нарушениями слуха, зрения и с лёгкими когнитивными нарушениями: «Инструменты и форматы профориентации для детей и подростков с разными типами инвалидности».

Айгуль Киреева, профориентолог (руководитель Методического центра Навигатум):
«В ходе вебинара мы говорили о том, как знакомить детей с миром профессий. Для этого рекомендую применять методику Направления трудовой деятельности (НТД). Методика НТД особым образом группирует все имеющиеся отрасли и подотрасли, и помогает построить системную, целостную, согласованную и непротиворечивую картину мира труда. Это поможет детям не только с выбором профессии в будущем, но и с пониманием окружающего мира уже сейчас. Показала участникам вебинара пример проведения занятий по знакомству с миром профессий через игру «Планета Прометей».
Слушатели проявили живой интерес к методике – отсюда делаю вывод, что тема актуальна для педагогов, профориентологов и родителей. Некоторые отмечали, что тема была сложноватой для понимания.
Участники вебинара спрашивали:
– Как проводить занятия по методике НТД?
– Есть ли особенность применения этой методики для детей с ОВЗ?
– Кто является автором методики и есть ли у неё научная база?
Благодаря чуткости модератора и активности слушателей, вебинар прошёл динамично.
Спасибо Галине за организацию мероприятия, Наталье – за перевод, а слушателям – за комментарии и вопросы
».

Галина Сокова, менеджер региональных проектов отдела по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива»:
«Этот вебинар стал важным напоминанием о том, что основы будущего профессионального самоопределения закладываются достаточно рано. Айгуль Альбертовна не только предложила конкретные инструменты, но и показала, как через разговор о профессиях можно воспитывать такие качества, как любознательность и уважение к труду».


Скриншот видеозаписи вебинара 20 ноября 2025 в 17 ч о профориентации в детском саду и начальной школе

Общее количество слушателей вебинара 20 ноября 2025:

105 человек (с 88 электронных адресов) из 56 городов, посёлков и сёл
(40 регионов России; ДНР, Казахстан, Киргизстан, Узбекистан и Литва).

Из отзывов участников вебинара:

Валентин Мерзляков, г. Великие Луки (Псковская обл.):
«Спасибо, очень хорошая и поставленная у вас речь. Отлично подготовленный материал».
Елена Суховилова, г. Черногорск (Хакасия):
«Спасибо! Немного сложновато, но интересно было слушать Вас».
Елена Кухарь, г. Новокузнецк (Кемеровская обл.):
«Всё понятно».
Ирина Василевская, г. Москва:
«Спасибо, очень понятно и интересно. Мало такой системной информации».
Елена Чумакова, г. Новосибирск:
«Спасибо большое, было очень интересно».
Гаврилова Татьяна, г. Петрозаводск (Карелия):
«Благодарю за вебинар! Очень полезный и содержательный материал. Можно использовать в работе специалистам и педагогам».

Видеозапись вебинара 20.11.2025 (с тайм-кодами в описании)
«Как рассказывать детям о профессиях и труде – в детском саду и начальной школе»
(синхронный перевод на русский жестовый язык – Наталья Белова):

Видеозаписи других вебинаров по инклюзивному образованию см.:
в YouTube-плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование
в VK-плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование

Другие вебинары с А.А. Киреевой см. здесь:

АК-1 Как сделать так, чтобы профориентация была своевременной и эффективной

АК-2 Как педагог может помочь школьникам с выбором профессии?

АК-4 Инклюзивная профориентация: практика работы с разными типами инвалидности (вместе с Н.Р. Гречкосий)

Все вебинары по профориентации детей и подростков с инвалидностью:
см. Web-школа РООИ «Перспектива» – Профориентация


Скриншот видеозаписи вебинара 20 ноября 2025 в 17 ч о профориентации в детском саду и начальной школе

Вебинар прошёл в рамках проектов РООИ «Перспектива»:

  • «Дети и молодёжь с инвалидностью: расширение возможностей самореализации»
    при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.
Логотип: Департамент добрых дел
Логотип: Москва - добрый город
  • «Социальное и профессиональное самоопределение детей и подростков с инвалидностью/ОВЗ»
    (Фонд президентских грантов)
Логотип: Фонд президентских грантов

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика