«Спорт – идеальное средство социализации. Он помогает детям с инвалидностью принять свои особенности, расширить границы своих возможностей и жить полной жизнью, а также наладить контакты со сверстниками в совместной деятельности. Те же, в свою очередь, узнают о многообразии людей в мире, учатся нормам общения с людьми с инвалидностью, толерантности и приобретают важнейший опыт общения с различными по здоровью людьми», — рассказывает Ольга Николаевна Колесникова, учительница физкультуры из Школы №854, г. Зеленоград. Её педагогический стаж составляет 16 лет.
В школе создана безбарьерная среда и все условия для инклюзивного спорта. Но условий не всегда хватает. Ольга Николаевна рассказывает, что до тренингов РООИ «Перспективы» возникали трудности с включением некоторых ребят в уроки: «В некоторых классах есть дети с ДЦП. Были трудности с включением в урок. Также не могла подобрать доступный им наряду с другими вид игровой деятельности. В классе есть мальчик на коляске. Я не знала, что есть более мобильные конструкции колясок, которые позволят ученику передвигаться самостоятельно, и не понимала, как это важно для него».
В мероприятиях перспективы она начала участвовать с февраля 2019 года:
«После мастер-класса со специалистами РООИ «Перспектива» мы поговорили с родителями мальчика на коляске, и ученику приобрели другую модель коляски. Он стал с удовольствием включаться в урок, бросать мяч в кольцо. Баскетболу на колясках мы также обучились на семинарах РООИ «Перспектива». Освоили правила и технику игры бочча с детьми, стали чемпионами среди школ. Узнали правила и технику игры в голбол», — делится Ольга Николаевна.
Полученные знания и опыт помогают находить подход к ученикам и заинтересовывать их, включать в общие занятия: «В школу пришла очень зажатая и скованная девочка с НРИИ (нарушение развития и интеллекта). Боялась мяча, стеснялась своей неловкости на уроках. Я уговорила ее приходить на дополнительные занятия аэробикой и танцами. Постепенно Варя раскрепостилась и начала заниматься. Затем — принимать участие в танцевальных выступлениях, сначала в школе, потом и в выездных фестивалях. В итоге, в прошлом году мы выпустили спортивную девушку, призёра фестивалей, активную участницу всех физкультурных мероприятий». Такие успехи не могут оставить равнодушными и являются хорошей мотивацией для дальнейших достижений.
На вопрос о достижении, которое больше всего вызывает гордость, Ольга Николаевна рассказала о программе «Физкультура без освобождения»: «В школе учатся дети с инвалидностью, все они включены в урок. Также есть успешный опыт адаптации степ-аэробики для детей ТМНР (тяжёлые множественные нарушения развития) и занятий с ними».
Лучший показатель успешной работы учителя — отзывы учеников. Вот что про свою учительницу рассказал ученик 6 класса Тимур:
«Моя жизнь стала интереснее, я побывал во многих новых местах и познакомился с новыми людьми. Ещё я стал сильнее и увереннее в себе».
В планах у Ольги Николаевны продолжать работать в том же направлении, учиться и расширять, углублять свои знания в этой области. «Участвуем во всех проектах РООИ «Перспектива», в кубке мэра Москвы по спортивному туризму, фестивале «1+1», спартакиаде «Надежда», спартакиаде ЛИН и не только», — надеемся на дальнейшее сотрудничество и желаем успешно применять приобретённые навыки и знания.
История написана в рамках проектов Департамента труда и социальной защиты населения Москвы «Социальное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодёжи с инвалидностью», Nike «Дети в движении. Вместе лучше! 2022», Благотворительного фонда «Абсолют-помощь» «Все включены: равные возможности для детей и подростков с инвалидностью» и FIFA Foundation Community Programme.