О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития — Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6

Мониторинговое исследование, проведенное Министерством образования Российской Федерации в 2002/03 учебном году выявило наличие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов различных наименований (коррекционно-развивающего обучения, адаптации, здоровья, педагогической поддержки, выравнивания, интенсивного развития, повышенного внимания и др.). Данный факт был подтвержден мнением участников Всероссийской конференции по проблеме «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: задачи и перспективы развития» (февраль, 2003 год), зафиксированным в резолюции конференции, которая была доведена до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации информационным письмом от 18 апреля 2003 г. N 27/2756-6.

В связи с поступающими запросами об организации деятельности этих классов Министерство считает необходимым разъяснить следующее.

Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196, предусмотрено открытие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в развитии. Функционирование в общеобразовательных учреждениях классов иных наименований Типовым положением не предусмотрено.

Одновременно, разъясняем, что деятельность классов компенсирующего обучения в настоящее время регламентируется Положением о классах компенсирующего обучения, утвержденным приказом Минобразования России от 8 сентября 1992 г. N 333.

При организации работы специальных (коррекционных) классов общеобразовательное учреждение должно руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в редакциях постановлений Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288 и от 10 марта 2000 г. N 212.

В указанном Типовом положении перечисляются категории детей, для которых могут создаваться специальные (коррекционные) учреждения и, соответственно, специальные (коррекционные) классы общеобразовательных учреждений, а именно глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Разъясняем, что наименование этих классов должно соответствовать пункту 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении. При этом в наименовании специального (коррекционного) класса может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся, воспитанников, обозначаемый следующим образом: «I вид» — для глухих, «II вид» — для слабослышащих, «III вид» — для слепых, «IV вид» для слабовидящих, «V вид» — для детей с тяжелыми нарушениями речи, «VI вид» — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, «VII вид» — для детей с задержкой психического развития, «VIII вид» — для умственно отсталых. Считаем целесообразным при организации деятельности этих классов использовать инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. N 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I — VIII видов и приказ Минобразования России от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Наиболее часто в общеобразовательных учреждениях открываются классы для обучающихся с задержкой психического развития, в которых обучается более 195 тысяч детей. При организации работы специальных (коррекционных) классов VII вида можно использовать пакет документов об обучении в общеобразовательном учреждении детей с задержкой психического развития, разработанный Московским департаментом образования, одобренный III Всероссийской конференцией «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения» (февраль, 2000 год) и доведенный до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации информационным письмом Минобразования России от 28 июня 2000 г. N 27/1012-6, и письмо Министерства просвещения РСФСР от 3 июня 1988 г. N 10-136-6 «О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития» в части, не противоречащей действующим типовым положениям об общеобразовательном и специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждениях, инструктивному письму Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. N 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I — VIII видов» и приказу Минобразования России от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Начальник Управления Т.В.Волосовец

Яндекс.Метрика