Органам управления образованием субъектов Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации на дому обучаются 30824 ребенка-инвалида. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной модели образовательного учреждения – школы надомного обучения. Таких школ в настоящее время 22, в них обучаются 3439 детей. Поддерживая опыт создания таких учреждений, Министерство направляет для использования в работе Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения, разработанные Управлением специального образования на основе опыта работы школы надомного обучения «Цветик-Семицветик» г.Великого Новгорода.
Т.В.Волосовец
Начальник Управления
специального образования
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения
В настоящее время, обучение детей с тяжельми формами хронических соматических заболеваний и детей-инвалидов регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья: ребенок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из воспитывающего и образовательного пространства чаще всего исключаются образовательные учреждения дополнительного образования.
Ставя перед собой гуманные цели обеспечения достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения – школы надомного обучения.
Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии – по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида.
Во-вторых, это вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводиться индивидуально, часть занятий проводится в классе. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствие противопоказаний для занятий в классе (группе).
Например, обучающиеся с нарушениями зрения на предметах, где преобладают устные формы работы, обучаются в классе, а на предметах, где преобладают письменные виды работ, индивидуально.
В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе Базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение учебного плана, как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в стороны их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания. Предлагаем вариант Базисного учебного плана для школы надомного обучения.
Базисный учебный план школы надомного обучения
Образовательные области | Классы | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Языки и литература | 5 | 5 | 5 | 5 | 3,5 | 5 | 4 | 5 | 3,5 | 4 | 4 | 3,5 |
Общественные дисциплины | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||||
Естественные науки | 1 | 1 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3,5 | 3 | ||||
Математика | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,5 | 2 | 2 | 2 | 1,5 | 2 | 3 | 3 |
Технология | 0,5 | |||||||||||
Всего | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 11 | 12 | 11 |
Обязательные коррекционные занятия | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Обязательная нагрузка обучающихся | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 11 | 12 | 11 |
Занятия по выбору | 9 | 9 | 9 | 9 | 12 | 11 | 10 | 11 | 13 | 13 | 12 | 13 |
Итоговая нагрузка | 19 | 19 | 19 | 19 | 20 | 20 | 20 | 21 | 23 | 24 | 24 | 24 |
Еще одной особенностью организации образовательного процесса в школе надомного обучения является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка, проведение лектория для родителей, создание системы индивидуального консультирования родителей.
Для решения задач школы надомного обучения следует организовать полноценное кадровое обеспечение ее. Кроме должностей, включаемых обычно в штатное расписание образовательного учреждения, в штатное расписание школы надомного обучения следует включать такие должности как: педиатр, медицинская сестра, реабилитолог, психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог-психолог с квалификацией «социальный психолог». Деятельность школ надомного обучения в настоящее время постоянно совершенствуется, ведется поиск наиболее оптимально организованных моделей такого образовательного учреждения.
Управление специального образования, направляя данные рекомендации, надеется на сотрудничество с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями надомного обучения по вопросу совершенствования их деятельности и просит направлять в адрес Управления (101990, Москва, Чистопрудный бульвар, 6) свои замечания и предложения.