В Web-школе РООИ «Перспектива» – Защита прав – Инклюзивное образование прошёл 1-й вебинар на тему «Организация ресурсного класса в образовательном учреждении (московский опыт РОО помощи детям с РАС «Контакт»)» (оветы на вопросы слушателей на 2-м вебинаре см. здесь).
Об опыте продвижения и развития инклюзивного образования и включения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в образовательный процесс рассказали представители московской РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт», мамы детей с РАС: Елена Багарадникова (исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт»), Анна Степаненко (специалист по прикладному поведенческому анализу – АВА) и Полина Богорад (учитель-дефектолог и методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков).
Опыт создания ресурсных классов в Москве показывает, что только активная позиция родителей, их полная вовлеченность в процесс адаптации своих детей могут дать положительный результат.
В настоящее время в московских школах открыты порядка 20 ресурсных классов. Все они появились в результате именно такого характера взаимодействия родительского сообщества с Городским психолого-педагогическим центром при поддержке НКО. Только таким образом возможно добиваться обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Несмотря на высокую финансовую обеспеченность столичного региона, в создании ресурсных классов, которые требуют больших финансовых затрат, благотворительная помощь образовательным учреждениям играет заметную роль.
Среди трудностей, кроме традиционных трудностей малодоступной среды и помимо неподготовленности общеобразовательных школ для работы по программам 8.3 / 8.4 и для поиска дополнительного финансирования, эксперты вебинара также отметили следующие проблемы:
- Привязка к нозологии (если нет точного диагноза, то нет и прописанных специальных образовательных условий)
- Адаптация материала (индивидуально, под каждого ребёнка)
- Подготовка кадров (и последующая организация практики и супервизий)
- Адаптация контрольных работ
- Работа с учителями регулярных классов и учителями-предметниками
Особое внимание также необходимо уделять повышению квалификации педагогов (включая АВА – прикладной анализ поведения), специальным образовательным программам и методам обучения, адаптации учебных материалов, адаптации контрольно-измерительного материала, специальным учебникам, учебным пособиям и дидактическим материалам, специальным ТСО.
«Всё перечисленное необходимо адаптировать под нужды конкретного учащегося с учётом его особенностей. Это касается и оборудования ресурсного класса – не всякое дорогостоящее оборудование приносит успех в адаптации ребёнка с РАС», – считают эксперты.
Общее количество слушателей вебинара 10 октября 2018 года:
324 человека с 226 электронных адресов из 93 городов, поселков, сел и станиц, представляющих 51 регион РФ, а также Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Молдову, Украину, Донецк и Монголию (логопедический детский сад в Улан-Баторе).
Вместо запланированных полутора часов вебинар шёл больше 2 часов, и при этом не хватило времени для ответов на вопросы, которыми «засыпали» спикеров. Во время проведения вебинара поступило более 40 вопросов из очень разных регионов: вопросы задавали из городов Владимир, Вологда, Выкса (Нижегородская обл.), Екатеринбург, Иркутск, Канск (Красноярский край), Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Курск, Москва, Новороссийск, Политодел (пос., Белгородская обл.), Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Тула, Челябинск и Ялуторовск (Тюменская обл.) Эксперты обещали подготовить ответы для последующей рассылки по электронным адресам всех зарегистрированных слушателей.
Вебинар, организованный в рамках проекта «Люди с инвалидностью в России – Стоп, дискриминация!» (при поддержке Фонда поддержки и развития филантропии КАФ) сопровождался синхронным переводом на русский жестовый язык (переводчик Наталья Белова), обеспеченным поддержкой гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Видеозапись вебинара 10.10.2018: