Инклюзивный театр «Чайки»: не понимать людей, а чувствовать их

Актриса, художественный руководитель и режиссер-постановщик Московского инклюзивного театра «Чайки» Виктория Сид рассказывает историю создания инклюзивного театра «Чайки» и его спектаклей.

Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. Сцена, где главная особенность — это индивидуальность

Видеозапись вебинара см. по ссылке внизу.


В начале вебинара спикер рассказала немного о себе. У Виктории довольно долгий путь образования: сначала она училась на актрису, но на последнем году обучения колледж реорганизовали, после чего изменилась специальность, и по первому образованию девушка – руководитель театрального коллектива, преподаватель. Потом Виктория училась в киношколе в Санкт-Петербурге на актрису, но ей всегда хотелось что-то придумывать, ставить и создавать самой. Она переехала из Санкт-Петербурга в Москву, где продолжила обучение на актрису в Московской школе кино, а затем начала преподавательскую деятельность – вела уроки частным образом и в театральной студии.

Викторию пригласили в качестве преподавателя в театр «Взаимодействие», где занимаются люди с синдромом Дауна, и там ей захотелось поставить сначала чтецкий вечер, а вскоре Викторией был поставлен документальный спектакль в жанре сторителлинг «Вопрос». Спектакль прошёл успешно, были очень хорошие отзывы, но после года работы над спектаклем вместе с людьми с особенностями развития Виктория ушла «в свободное плавание» – в творческий отпуск.

Её пригласили в Московский педагогический государственный университет в качестве спикера и режиссёра: Виктории нужно было не только рассказать про работу с людьми с особенностями развития, но и показать спектакль на международной конференции «Специальная педагогика и психология: традиции и инновации». Времени до конференции было совсем немного, и Виктория ходила по различным театрам, где играли люди с особенностями развития, и отбирала актёров для будущего спектакля – нужны были конкретные люди и типажи, поскольку Виктория решила поставить спектакль по произведению Евгения Клюева «Между двух стульев». Герои в «Между двух стульев» – очень разные и необычные, как в «Алисе в стране чудес», но они могут быть сами собой. По сюжету главный герой произведения Пётро-Павел попадает в необычный мир. Виктория задумала показать как человек без инвалидности попадёт в мир людей с особенностями развития, как сначала он будет сбит с толку, не понимая как взаимодействовать и коммуницировать с необычными для него людьми, но в процессе общения поймёт, что неважно насколько один человек отличается от другого человека, что главное – каждый человек может быть собой.

На подготовку спектакля была неделя. После утверждения ролей Виктория ездила домой к актёрам с особенностями развития домой, где и проходили репетиции, и были три общих репетиции вместе с профессиональными актёрами без инвалидности. Виктория думала, что будет показан всего лишь эскиз спектакля, но в зале в день премьеры было 50 человек, и все очень тепло приняли спектакль: никто не верил, что это был эскиз, и что инклюзивный спектакль можно поставить за одну неделю репетиций. После первого показа спектакля «Между двух стульев» родители и друзья актёров с особенностями развития предложили Виктории создать свой театр.

Вдохновившись этой идеей, при поддержке профессиональных актёров, актёров с особенностями развития и их родителей, Виктория создала Московский инклюзивный театр «Чайки» в октябре 2019 года. Вся команда, которая работала над созданием эскиза спектакля «Между двух стульев» для показа в МПГУ, участвовала в расширении спектакля, добавляя декорации, костюмы и пр., и сразу же приступила к полноценным репетициям.

Премьера спектакля состоялась 14-го декабря 2019 года. В постановку, приуроченную к Новому году, были добавлены элементы маскарада, и в конце спектакля появлялся Дед Мороз, который говорил о том, что мечты сбываются не только в детстве, но и во взрослой жизни (после первого предновогоднего показа создатели вернулись к изначальному финалу спектакля). Премьеру «Между двух стульев» зрители восприняли очень тепло.

Спектакль нацелен на разрушение стереотипов по отношению к людям с аутизмом, синдромом Дауна и другими особенностями развития, которые выходят на сцену: часто зрители приходят в инклюзивный театр, чтобы просто поддержать людей с инвалидностью (которые «просто вышли на сцену»), не рассматривая это как качественную работу актёров.

Одна из основных задач Московского инклюзивного театра «Чайки» – показать, что люди с особенностями развития могут играть как профессиональные актёры, что они только внешне отличаются от людей без инвалидности, что они испытывают те же чувства и эмоции, что важно не просто «поддерживать их», а видеть их личностный и творческий потенциал и относиться к ним, как и к другим людям, а не как к «людям, нуждающимся в поддержке».

Сейчас спектакль «Между двух стульев» является репертуарным спектаклем театра «Чайки».

Виктория Сид считает большой победой, что на спектакли в театр «Чайки» приходят очень разные зрители и смотрят на актёров с особенностями развития как на профессиональных актеров.

Во второй части вебинара Виктория Викторовна рассказала о постановке спектакля «Голос».

Когда наступила «пандемия», то репетиции постепенно перешли в режим «онлайн». Ограничения, связанные с карантином, подтолкнули создавать что-то новое. Тогда Виктория начала задавать актёрам с особенностями развития различные вопросы: начиная с того, какую еду они любят? и заканчивая философскими вопросами что такое любовь? а что такое смерть? В процессе очень долгих разговоров с актёрами с аутизмом и синдромом Дауна родились идея переделать спектакль «Вопрос»: родился сценарий, основанный на ответах актеров, собранных Викторией, и по этому сценарию был поставлен спектакль «Голос» .

В процессе работы над сценарием Виктория понимала, что очень важно разговаривать с людьми с особенностями развития именно как со взрослыми людьми. Зачастую в нашем обществе их принято считать детьми, но они совсем не дети, и им есть, что рассказать о себе и от себя. Для Виктории стало важно стать другом, чтобы во время разговоров с ней актёры проявляли себя, делали то, что им действительно хочется, проявляли все свои эмоции. И это очень помогло спикеру лучше понимать мир людей с особенностями, понимать, что они думают и что они на самом деле чувствуют.

Виктория Сид: «Людей с особенностями развития не нужно понимать, их нужно чувствовать».

Когда шла работа над постановкой спектакля «Голос», Виктория понимала, что очень хочет, чтобы голоса людей с особенностями развития были услышаны зрителями и для этого актёры не должны быть спрятаны за громоздкими декорациями. В начале спектакля на сцене происходят следующие события: актёры, находясь в гримёрке, готовятся к премьере спектакля, собираются выйти на сцену, но обнаруживают, что дверь заперта. Вдруг они слышат голос, который говорит им, что выпустит актёров из гримёрной на сцену только тогда, когда, они ответят на его вопросы. По ходу ответов на вопросы герои спектакля снимают с себя громоздкие костюмы, оставаясь в своей привычной одежде, у них растекается грим, и они всё больше становятся сами собой, а зрители, наблюдая за действием на сцене, всё больше начинают думать о себе и своих чувствах, замечая, что людей с аутизмом, с синдромом Дауна и иными особенностями развития волнуют всё те же вопросы, что и любого другого человека: что такое любовь? что будет после меня?

Люди на сцене отличаются внешне от большинства зрителей, но ищут ответы на те же вопросы, чувствуют и проживают те же эмоции – стираются границы в коммуникации и отношениях между людьми с инвалидностью и без инвалидности. В финале спектакля известные люди, отвечают на те же вопросы, на которые отвечали герои спектакля, и их ответы очень похожи!

Спектакль «Голос» действительно уникальный: во время спектакля стираются барьеры между актёрами и зрителями – значит, стираются и барьеры между людьми с особенностями развития и людьми без инвалидности.

«Голос» – это большой вклад в развитии инклюзии в обществе.

В третьей части вебинара Виктория рассказала о команде театра, в которой трудятся люди, выстраивающие взаимодействие с людьми с особенностями развития не по шаблону, ищущие новые формы коммуникации с актёрами театра.

Художественный руководитель инклюзивного театра рассказала о мечтах связанных с развитием «Чайки» – в будущем Виктории очень хочется, чтобы актёры с особенностями развития получали вознаграждение за свою работу, поскольку оплата труда мотивирует каждого человека на активную деятельность. Также хочется помогать и другим театрам, где проходят постановки инклюзивных спектаклей, чтобы как можно больше людей с теми или иными особенностями развития могли реализовывать себя в актёрской деятельности и заниматься любимым делом.

В завершении вебинара Виктория ответила на вопросы слушателей и показала трёхминутный фильм о деятельности Московского инклюзивного театра «Чайки».

Интервью с актёрами см. на Youtube-канале «МИТ Чайки».


Виктория Сид, актриса, художественный руководитель и режиссёр-постановщик Московского инклюзивного театра «Чайки»:
«Спасибо большое за приглашение! Я получила удовольствие от вебинара. Приятно делиться опытом – пока рассказывала, ещё раз убедилась, что мы на правильном пути. Театр – это синтетическое искусство. Очень здорово, что можно про него ещё рассказывать и снова находить ответы на вопросы, включая новые идеи прямо во время вебинара.
Благодарю за вопросы, с вами были тепло
».

Татьяна Чистякова, специалист по развитию лидерских качеств у подростков и молодёжи с инвалидностью (РООИ «Перспектива»):
«На вебинаре Виктория Сид рассказала историю становления Московского инклюзивного театра «Чайки». Спикер рассказала об особенностях взаимодействия и включения в творческий процесс людей с особенностями развития. Этот вебинар очень значим для тех людей, которые хотели бы развивать инклюзивный театр в других регионах России, где с их помощью будут открываться инклюзивные театры, а это значит, что многие люди с особенностями развития смогут раскрыть свой творческий потенциал, реализовать свои мечты, открыться миру и, возможно, станут профессиональными актёрами.
Опыт команды Московского инклюзивного театра «Чайки» очень важен для развития инклюзивного театра в России. Спасибо за интересный вебинар!
»


Общее количество слушателей вебинара 21 февраля 2023:

57 человек (с 49 электронных адресов) из 31 города, посёлка, села и станицы (22 региона России; Киргизстан).

Из отзывов слушателей вебинара «Московский инклюзивный театр «Чайки»: история создания театра и его спектаклей»:

Юлия Сибилева, г. Москва:
«Всем привет! Приятно познакомиться. Я Юлия Сибилева, поэт, сказочница, стихотерапевт, психолог, эксперт по восстановлению душевного равновесия, инструктор метода М.Мюррей.
Спасибо Вам и всей команде за труд, приверженность делу и добрый вклад в мир. Успехов и процветания!»
Марина Майер, г. Томск:
«Спасибо большое за ответы!
Получается, вся ваша команда в то время, когда нет грантов – работает на энтузиазме как волонтеры? Вы уже ответили на вопрос)) Благодарю!!!
Мы в Томске открыли театральную студию с молодыми людьми с ментальными нарушениями. Пока существуем на родительские взносы)) Мы, родители – организаторы Студии.
Спасибо огромное за рассказ о вашем театре! Было очень интересно познакомиться с вашим опытом!
Удачи Вам и реализации всех задумок!!!
Из вебинара узнала о существовании чудесного инклюзивного театра Чайки и о его уникальным руководителе Виктории
Спасибо большое. До встречи!»
Алексей Бачаев, общественная организация «Забота», г. Нижний Новгород:
«Браво!!! Спасибо и успехов!»

Видеозапись вебинара 21.02.2023
(синхронный перевод на русский жестовый язык – Наталья Белова):


Рисунок с сайта Московского инклюзивного театра "Чайки"

Вебинар прошёл в рамках проектов РООИ «Перспектива»:

Логотип: Благотворительный фонд "Абсолют-Помощь"
Логотип: Фонд президентских грантов
  • «Активизация и включение в общество молодых людей с инвалидностью через театр, участие в культурных и организационных мероприятиях»
    (ООО «ДЖ.Т.И. Россия»)

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика