Актёрское мастерство для подростков с инвалидностью

Актриса драматического театра и кино Анна Солядянникова рассказала слушателям Web-школы РООИ «Перспектива» об особенностях построения мастер-классов по актёрскому мастерству для подростков с инвалидностью и о взаимодействии профессиональных актёров и подростков с инвалидностью – на примере своего участия в проекте «Театральная перспектива».

Анна – давний друг РООИ «Перспектива». Она часто играет в инклюзивных спектаклях в рамках проекта «Театральная перспектива» и проводила мастер-классы по актёрскому мастерству для подростков с инвалидностью в Театральном лагере РООИ «Перспектива». Также спикер проводила занятия по актёрскому мастерству и в инклюзивной театральной школе «Инклюзион».

Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. Уроки актёрского мастерства для инклюзивной жизни

Видеозапись вебинара см. по ссылке внизу.


Участники вебинара узнали о том, что организация мастер-классов по актёрскому мастерству для подростков с инвалидностью практически не отличается от организации мастер-классов по актёрскому мастерству для подростков без инвалидности. При построении работы с подростками с инвалидностью важно только действовать по универсальному принципу «не навреди«, то есть не давать на мастер-классах упражнения, которые человек не может выполнить на данный момент, и учитывать особенности физического и психического состояния. При этом если у человека есть большая мотивация, то, даже понимая наличие сложностей при выполнении тех или иных упражнений, начинающий актёр под чутким руководством Анны выполняет требуемое упражнение, ведь там, где бывает сложно, – там обычно наша «точка роста».

При организации мастер-классов для подростков с инвалидностью Анна в первую очередь учитывает потребности участников, и поэтому в Театральном лагере спикер сперва выясняла запросы участников. Запросы были самые разные: избавление от внутренних зажимов, развитие воображения, «раскрепоститься», сделать так, чтобы голос звучал громче, и т.д. При взаимодействии с группой участников Анна учитывала их потребности и давала упражнения для достижения определённого результата. По словам спикера, участие в мастер-классах по актёрскому мастерству важно не только для тех людей, которые хотят попробовать себя в актёрской профессии и выйти на сцену, но и для каждого человека, поскольку он получает возможность проявить себя, обрести новый опыт и новые навыки, найти веру в себя.

Во второй части вебинара Анна рассказывала про особенности взаимодействия подростков с инвалидностью и профессиональных актёров – на примере проекта «Театральная перспектива», в рамках которого организуются и проводятся инклюзивные спектакли (профессиональные режиссёры ставят их по пьесам, написанным подростками в Театральном лагере).

По словам спикера, взаимодействие подростков с инвалидностью и профессиональных актёров в рамках проекта «Театральная перспектива» очень значимо и ценно для обеих сторон. Для профессиональных актёров – это возможность работы в новой для себя форме, новый опыт коммуникации и построения работы с учётом особенностей партнёров . Для подростков с инвалидностью – это возможность проявить себя, выйти на большую сцену, расширить круг общения и поверить в себя.

Благодаря проекту подростки с инвалидностью гораздо увереннее рассказывают о себе: они играют в инклюзивных спектаклях на крупных театральных площадках Москвы. Рассказывая о приобретённом опыте, они понимают, что это – большое достижение, и благодаря этому опыту уменьшается влияние на общество стереотипов, связанных с инвалидностью.

Ещё один навык, который «прокачивается» у подростков, участвующих в Театральной перспективе, – ответственность. На репетициях режиссер даёт подросткам определённые задачи, и очень важно, чтобы эти задачи были выполнены. В этой работе важно не подвести партнёра, поскольку создание спектакля – работа командная, все участники команды очень тесно взаимосвязаны между собой, и каждый несёт определённую ответственность за результат. Участникам важно показать зрителям, пришедшим на премьеру спектакля, качественный результат своей работы. После премьеры спектакля подростки становятся более решительными, активными, и обретают веру в собственные силы.


Анна Солодянникова, актриса:
«У меня очень светлые ощущения от прошедшего вебинара, радостно, что люди писали свои комментарии относительно сегодняшнего разговора, задавали вопросы – всё это говорит о том, что вебинар был актуален и полезен. Очень здорово, что у подростков с инвалидностью есть такая потребность развиваться в актёрском искусстве, реализовывать свой творческий потенциал, избавляться от страхов и комплексов. Я думаю, что наш вебинар удался!
Практическая польза вебинара, состоит в том, что многих слушателей очень интересовал вопрос – где можно пройти курсы по актёрскому мастерству? Мы обсудили, какие есть возможности для прохождения подростками с инвалидностью мастер-классов по актёрскому мастерству, и теперь они знают, где могут «прокачивать» свои навыки, реализовывать себя в актёрском искусстве.
Я верю, что сегодняшний вебинар замотивирует многих подростков с инвалидностью на то, чтобы они не боялись себя, и если им чего-то очень хочется, в частности, если им хочется попробовать себя на сцене, в качестве актёра или актрисы, то они возьмут и сделают это!
»

Татьяна Чистякова, специалист по развитию лидерских качеств у подростков и молодёжи с инвалидностью (РООИ «Перспектива»):
«Вебинар был очень полезен для специалистов, которые работают в области развития инклюзивного театра и раскрытия творческого потенциала подростков с инвалидностью. На вебинаре Анна очень подробно рассказывала про особенности построения и проведения мастер-классов по актёрскому мастерству для подростков с инвалидностью, про взаимодействие профессиональных актёров и подростков с инвалидностью.
Слушатели задавали вопросов, чувствовался живой отклик аудитории и неподдельный интерес к теме вебинара – и это очень здорово! Это значит, что специалисты, узнали о новых методах работы, а подростки с инвалидностью стали лучше понимать, что важно и возможно воплощать свои идеи в жизнь если хочется, то можно выйти и на сцену, и идти навстречу своим мечтам!»


Общее количество слушателей вебинара 9 февраля 2023:

76 человек (с 57 электронных адресов) из 30 городов и посёлков (18 регионов РФ; Киргизстан и Канада).

Из чата вебинара «Раскрытие творческого потенциала подростков с инвалидностью через участие в мастер-классах по актёрскому мастерству и в проекте «Театральная перспектива»:

Марина Полникова (пгт. Северный, Белгородская обл.):
«Вебинар понравился. Была информация о том, куда можно обратиться, где проходят подобные мероприятия, формат работы с участниками. Ждём ссылок на спектакли. СПАСИБО!»
Олег Монастырев (г. Курск):
«Изумительные слова, очень дорогого стоят! Да весь семинар, состоит из изумительных, грамотных и дорогих слов! Браво спикеру и организаторам! Спасибо большое!
У нас есть школа Театрально-циркового искусства для детей с особенностями развития, на базе Курского Государственного цирка. Проблема состоит в том, что педагогов по актёрскому мастерству, именно в работе с детьми с особенностями развития, в Курске нет. Вы, Анна, очень хорошо знаете работу с данной категорией».
Татьяна Азева (г. Жуковский, Московская обл.):
«Аня, скажите, пожалуйста, как научиться выразительно читать стихи. Аня, спасибо, я попробую применить творческие советы, я записала.
Хочется добавить к постановке спектаклей «Театральная перспектива». На репетициях была очень теплая и душевная атмосфера. А на сцене было приятно находиться в команде с профессиональными актерами. Чувствовалось уважение и взаимопонимание. И никакой разницы, какой ты есть в жизни».
Бачаев Алексей, общественная организация «Забота» (г. Нижний Новгород):
«Благодарю, Анна, Вас и «Перспективу» за отличный вебинар! Он вдохновил! Ждём в Нижнем Новгороде!!!
Анна, у нас хоть и не театральный проект «Клубный интерес», а ребята занимаются медиа-творчеством, в регионах не хватает таких звёзд, как вы, так что приглашаем вас провести мастер-класс в Нижнем Новгороде, дети будут в восторге!»
Александр Сорокин (г. Москва):
«Анечка, приезжайте к нам в Люблино на мастер-класс, там Юра Райми, я и другие мои ребята, будем мы Вам очень рады».

Видеозапись вебинара 09.02.2023
(синхронный перевод на русский жестовый язык – Инесса Беликова):

Марина Захарова (г. Арзамас, Нижегородская обл.):
«Благодарю за вебинар».
Анастасия Баскакова (г. Москва):
«Меня заинтересовала Театральная Перспектива! Но пока что нет возможности. Активно осваиваю веб-дизайн (очень нравится). В будущем надеюсь найти работу по этому направлению. Буду пока что в таком формате».
Полина Балакирева (г. Пушкино, Московская обл.):
«Спасибо!!!!! Вы очень приятные люди! До свидания!»
Юлия Фахриева (г. Сыктывкар, Коми):
«Спасибо! Оставляю свои контакты: uliafachrieva@gmail.com (нужная информация о проекте развития лидерских качеств). Спасибо!»
Александр Сорокин (г. Москва):
«Спасибо. Спасибо за Встречу».
Дмитрий Корягин (г. Апрелевка, Московская обл.):
«Спасибо».
Марина Михайлова (г. Воронеж):
«Благодарю за интересный вебинар!»
Мария Ботусова (г. Москва):
«Очень интересно, спасибо».

Из отзывов слушателей после вебинара:

Марина Полникова, пгт. Северный (Белгородская обл.):
«Как специалист, я получила новую информацию о раскрытии творческого потенциала детей с особенностями в развитии».
Дарья Котова, г. Санкт-Петербург:
«Вебинар был интересным с точки зрения социального взбодрения и примера, что вовлеченность это очень возможно. Ребята могут не только найти дружественную атмосферу для реализации своего потенциала, но и реализовываться наравне со всем остальным населением страны. Тем самым, вебинар не столько говорил о содержании – хотя упоминал и выступления, и опыт работы, театрального мастерства и участия, – а о том, что жизнь кипит, и в неё легко прийти или пригласить к себе специалистов, чтобы начать или дополнить её у себя. Это очень важное мероприятие с социальной точки зрения, очень важное напоминание. Для меня было важно посетить это мероприятие. Я считаю что о таких социальных мероприятиях и деятельностях надо себе напоминать, и напоминать окружающим своим примером, а может и рассказом о том, что да – есть такие центры и мероприятия, есть искусство. И вот из мероприятия мы понимаем, что можно порадоваться, что столько возможностей есть, но стоит помнить о важности того, чтобы они развивались и всегда оставались в поле зрения».
Анастасия Сидашова, г. Магнитогорск (Челябинская обл.):
«Работаю с людьми с ОВЗ уже пять лет, три из которых занимаюсь организацией досуга, провожу творческие мероприятия и мастер-классы, привлекаю профильных специалистов по хореографии, театральному мастерству и рукоделию и др. Тема очень интересна, люблю узнавать новые практики, новые подходы и опыт в работе с людьми с ОВЗ. Спасибо организаторам за возможность участвовать в вебинарах, задавать вопросы, очень интересные спикеры. Полезен практический опыт других».
Марина Захарова, г. Арзамас (Нижегородская обл.):
«Понравилось, что ведущей была девушка с особенностями. Она очень хорошо держалась, компетентно отвечала на все вопросы. И очень понравился спикер. Активная, лёгкая, открытая, интересно рассказывала.
Очень бы хотелось обменяться опытом. Были показаны замечательные фото со спектаклей с участием детей и подростков с особенностями. Понравилась ведущая – в перспективе планирую привлекать молодёжь своей организации к проведению вебинаров
».
Полина Балакирева, г. Москва:
«Мне понравилось как педагог грамотно и интересно разговаривает с нами, прислушивается к нам, учит нас. Я действительно много чему научилась. В том числе – актёрству, ораторству, творчеству».
Юлия Фахриева, г. Сыктывкар (Коми):
«Было интересно узнать о фестивале и о мастер-классах, проводимых Анной. Понравилось то, что она ответила на все вопросы. Не хватило практических рекомендаций. Полезно расширить свой горизонт, понять, что с людьми с ОВЗ можно сделать много интересного».
Марина Михайлова, г. Воронеж:
«Узнала много профессиональной информации, некоторые упражнения возьму в работу. Полезны новые подходы и техники».



Вебинар прошёл в рамках проектов РООИ «Перспектива»:

Логотип: Благотворительный фонд "Абсолют-Помощь"
Логотип: Фонд президентских грантов

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика