Воспитатели и родители: кто несет ответственность за социализацию ребенка?

За консультацией о защите прав детей с инвалидностью к юристам Горячей линии обращаются не только родители, но и педагоги. Чаще всего вопросы воспитателей и учителей касаются нормативно-правового регулирования образовательного процесса, в котором принимают участие дети с инвалидностью. Но не так давно нам поступил нетипичный запрос от коллектива детского сада.

В обычную группу детского сада ходит ребенок с выраженными особенностями поведения: не ладит с другими детьми, не слушает воспитателя. У педагогов и психолога есть предположение, что у ребенка аутизм, они готовы индивидуально заниматься с малышом, но для этого им необходимо знать с чем работать: нужно заключение ПМПК с профессиональными рекомендациями. Родители, в свою очередь, не только не дают согласия на индивидуальную работу, но и отказываются от консультаций сторонних специалистов. Любые варианты помощи ребенку, предложенные педагогами, специалистами и администрацией сада не принимаются, а без согласия родителей педагоги бессильны.

Могут ли педагоги и специалисты детского сада обеспечить целенаправленную помощь ребенку, если родители от нее отказываются?

Отвечает Татьяна Шаталова, юрист горячей линии по инклюзивному образованию:
Права, обязанности и ответственность за образование несовершеннолетних обучающихся возложена на их законных представителей — родителей. Это прописано в статье 44 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В данном вопросе закон помогает не только определить права, но и прямо указывает на обязанности родителей несовершеннолетних обучающихся. Среди обязанностей есть соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, требований локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, а также уважение чести и достоинства обучающихся и работников организации. 


За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, родители несовершеннолетних обучающихся несут ответственность. Её определяют положения Семейного кодекса РФ (статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей). Там же обозначено, что родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.


Родители — законные представители несовершеннолетнего, фактически распоряжаются жизнью и здоровьем своего ребенка. С одной стороны, такое положение вещей представляется справедливым, если речь идет о родителях, действующих в интересах ребенка и принимающих на себя ответственность за выбор лучшего способа заботы о здоровье ребенка.


С другой стороны, это может привести к трагедии, если родители не заботятся о своем ребенке или не способны адекватно оценить обстоятельства, требующие решения вопроса о необходимости медицинского вмешательства или психологической помощи.


Создание препятствий со стороны родителей к получению ребенком соответствующей медицинской или психологической помощи является грубым нарушением конституционных прав и свобод ребёнка, а такое поведение родителей свидетельствует о ненадлежащем исполнении родителями своих обязанностей.


Действующее российское законодательство за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей устанавливает следующие виды юридической ответственности:

  • Административную (ст. 5.35 КоАП  РФ («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);
  • Гражданско-правовую (ст.1073 – 1075 ГК РФ);
  • Семейно-правовую (ст. 69,73 («Лишение родительских прав», «Ограничение родительских прав») Семейного кодекса РФ);
  • Уголовную (статья 156 УК РФ Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

По словам Татьяны Шаталовой, юриста горячей линии по инклюзивному образованию, родители должны осознавать всю меру ответственности за свои действия, когда они отказываются от медицинской или психологической помощи в отношении ребенка.

В качестве решения обратившимся было рекомендовано перевести общение с родителями в официальный статус: зафиксировать обращение педагогов, с объяснением проблем, возникающих у ребенка из-за отсутствия психолого-педагогической и медицинской помощи. Кроме того, предложено официально пригласить родителей ребенка на заседание психолого-педагогического консилиума (ППК) детского сада, предварительно направив им заказное письмо с обязательным уведомлением о получении.  В случае отсутствия родителей на заседании, этот факт необходимо отразить в протоколе заседания ППК, это и будет законным основанием для обращения руководством сада за помощью в орган опеки и попечительства, в случае, если родители не изменят своего решения.

Горячая линия по образованию детей с инвалидностью и особыми возможностями здоровья работает бесплатно. Специалисты объяснят, что делать, если ребёнку отказывают в обучении, и помогут оформить необходимые документы. Обратиться за помощью можно из любого региона России. Чтобы получить консультацию, заполните эту форму по ссылке.

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика