Учиться, чтобы работать

Чтобы школа могла стать инклюзивной, важно создать в ней особые условия не только для учеников с инвалидностью, но и для учителей.

Как организовать учебный процесс? Каким должно быть взаимодействие тьютора и учителя? Какие нормативные акты регулируют инклюзию в школе? Эти и другие вопросы составили основу программы стажировки для учителей из четырех школ Нижнего Новгорода (школа №134, школа №54, школа №77, школа № 110). Обмен опытом стал возможен благодаря проекту «На урок – вместе» от РООИ «Перспектива» и компании IKEA Centres Russia.

Мария Перфильева, руководитель отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива»: «В проекте принимают участие семь регионов России. В прошлом году мы сделали много: открыли ресурсные классы в школах, провели тренинги и вебинары для педагогов, фотомастерские для школьников. Впереди еще много полезных мероприятий, которые помогут педагогам в их профессиональной деятельности. Наша задача – показать на примере, что появление в классе ученика с инвалидностью – это новый шаг для развития в себе не только человеческих качеств, но и профессиональных компетенций, новых знаний». 

Обучающий визит начался с участия педагогов в семинаре-вебинаре «Дети с ментальными нарушениями в образовательной среде», на котором вместе с экспертом Тамарой Исаевой (Московский педагогический государственный университет (МПГУ) обсуждалась специфика  обучения детей с ментальными нарушениями.

Педагоги ознакомились с практикой  организации и развития инклюзивных подходов в образовательном комплексе (школа  и детский сад). Директор дошкольного образовательного учреждения М. Л. Семенович рассказала участникам стажировки  о принципах работы с особыми детьми, показала практику индивидуальных занятий и занятий в группах. Педагоги увидели оснащение кабинетов Монтессори, арт- терапии и само использование методик для обучения и развития детей с особыми потребностями.

В школе 518  группа нижегородских специалистов  посетила уроки  начальных классов, где обучаются разные дети, в том числе дети с инвалидностью или особенностями развития. Наблюдения за работой учителя и тьюторов дали возможность на практике увидеть приемы и способы включения в образовательный процесс особых учеников. Дошкольное образовательное учреждение и школа  имеют современную доступную среду: пандусы, лифты, информационные табло, цветовое зонирование.

Педагоги отметили, что для продвижения идеи инклюзии на региональном уровне необходимо создание органа, который бы объединил общие усилия и оказывал методическую помощь образовательным учреждениям. Таким органом мог бы стать Совет по инклюзии при взаимодействии органов управления образования и школ-участниц проекта «На урок вместе» г. Нижнего Новгорода. Подобные Советы уже существуют в  некоторых регионах и вносят весомый вклад в продвижение идеи инклюзии.

Анна Крылова, педагог-психолог детского сада №110 (Нижний Новгород), участница стажировки: «Учителя как и врачи учатся на протяжении всей жизни, и важно, чтобы знания, которые мы получаем, были практически применимы. Семинар позволил нам не просто познакомиться с опытом московских коллег – мы изнутри посмотрели на то, как строится учебный процесс, обучились работе со специализированным пособием «Нумикон», которое здорово помогает при работе с детьми с особенностями развития. Проект «На урок вместе» помогает нам, чтобы мы помогали другим».

Стажировка проводилась при поддержке торговых центров МЕГА, в рамках проекта «На урок – вместе».

Торговые центры МЕГА — проект компании IKEA Centres Russia, которая отвечает за развитие и управление недвижимостью ИКЕА в России. IKEA Centres Russia входит в Группу компаний ИКЕА.

На сегодняшний день в 11 крупнейших регионах России открыты 14 торговых центров МЕГА. В состав всех торговых центров МЕГА входит магазин ИКЕА. В 2016 финансовом году (с 1 сентября 2015 года по 31 августа 2016 года) торговые центры МЕГА в России посетили 270 миллионов человек. Дополнительную информацию можно найти на сайте www.MEGA.ru

Яндекс.Метрика