Зачем архитекторам и дизайнерам овладевать навыками профессионального рисунка – в эпоху компьютерных графических программ и нейросетей? Рассказывает ведущий дизайнер Союза дизайнеров Москвы Евгений Виленкин – архитектор и дизайнер, преподаватель ряда профильных дисциплин, автор лекций по дизайн-скетчингу.
Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. Эскизы от руки: шаг за шагом к ясной проектной идее
Видеозапись вебинара (с тайм-кодами в описании) см. далее.
Евгений Виленкин, архитектор и дизайнер:
«Рисунок позволяет выявить структуру объекта, увидеть предмет насквозь. Важно осваивать ручную графику, потому что это позволяет дизайнеру развиваться, даёт возможность «чувствовать» макет и своевременно что-то менять».
Содержание вебинара 6 февраля представляется полезным не только профильным специалистам – архитекторам, дизайнерам, проектировщикам и экспертам в области доступной среды – но и более широкой аудитории, интересующейся тенденциями в рамках принципов Универсального дизайна.
Лекция Евгения Виленовича началась с тезиса, ставшего лейтмотивом всего вебинара, – «Мозг и рука должны работать в одной связке» – и с введения слушателей в тему возникновения идей, образов, стилизации, концептуального мышления и умения выстроить методологию своей работы над проектом.
За 72 минуты невозможно прочитать 72-часовой авторский курс, посвящённый навыкам профессионального рисунка, навыкам модерирования (макетирования) и подразумевающий практическую работу с рисунком. Поэтому Евгений Виленкин сосредоточился на общих подходах к ручной подаче проекта, сопровождая свой рассказ демонстрациями на втором экране.
Первая часть вебинара была посвящена основам поискового рисунка. Участники увидели пример спонтанной, «фэнтезийной» линии, узнали о минимизации изобразительных средств для выявления главного. Спикер показал, как использовать тональности для большей выразительности рисунка и, демонстрируя техники, объяснял, как фактурные подложки помогают усилить эффект восприятия, рассказал о трёх видах инерционной линии, и, напомнив о необходимости априорного знания законов перспективы, предложил использовать шаблоны для облегчения работы на первых порах.
Далее разговор зашёл об универсальности рисунка в проектировании, о его преимуществах перед моделированием в 3D. Эксперт подчеркнул, что именно рисунок даёт возможность быстро зафиксировать идею, исследовать различные варианты и увидеть композицию в целом. В отличие от 3D-моделирования, рисунок сохраняет гибкость мышления и позволяет не только анализировать форму, но и фантазировать, создавая новые образы. На примере чайника Евгений показал, как простой рисунок решает проектные задачи, играя с пропорциями, стилизуя форму и экспериментируя с выразительностью.
Спикер затронул законы композиции и их скрытую роль в создании гармоничного образа. Он объяснил, как важно научиться концептуально мыслить, выделять творческую задачу и доверять своей руке, когда спонтанный набросок приводит к неожиданным открытиям. И поэтому важно работать с «прозрачной» структурой: сначала линия, потом тональность.
Евгений Виленкин также рассказал о методах борьбы со стереотипами в архитектурной фантазии и объяснил, почему он предпочитает работать карандашом на различных типах бумаги, показал работы сепийными карандашами на акварельной бумаге и объяснил, почему эскизы часто монохромные. Он выделил три зоны компетентности: архитектора, дизайнера и декоратора, подчеркнув, что виртуозное владение рисунком необходимо для создания образа. По его словам, выразительность – ключ к тому, чтобы привлечь внимание к объекту и сделать его визуально убедительным. Широкий диапазон поиска – это то, что делает ручное эскизирование незаменимым (участникам вебинара были продемонстрированы примеры эскизов, часть из которых впоследствии стала основой для макетов и 3D-моделей).
Важной заключительной темой темой вебинара стало обсуждение влияния технологий на дизайн.
После лекции слушатели задали вопросы, обсудили нейросети, «насмотренность» и защиту ручной подачи проекта от требований представить эскиз в «компьютерном виде».
Евгений Виленкин дал полезный совет: «Если вы хотите быть профессионалом, расти в своей области всю жизнь, учиться всю жизнь – мало того, что вы получаете новую информацию, новые знания. Вы должны чётко понимать – какую информацию вам полезно для вашего дальнейшего роста иметь, а какую можно фильтровать и считать мусорной. Потому что сейчас очень много информации – и очень много мусора».
На протяжение всей лекции основным посылом спикера был призыв к молодым начинающим специалистам в процессе своей профессиональной деятельности не руководствоваться исключительно возможностями технического прогресса, такими, как нейросети, графические компьютерные программы и т.п., так как всё это обезличивает проект, лишает его индивидуальности, а сам дизайнер теряет возможность двигаться дальше и саморазвиваться.
Общее количество слушателей вебинара 6 февраля 2025:
61 человек (с 54 электронных адресов) из 31 города, посёлка и села (22 региона России; Таджикистан).
Из чата вебинара «Эскизы от руки для раскрытия проектной идеи»:
«Спасибо за Ваш ответ! Большая пища для размышлений, редко где услышишь такой искренний ответ».
«Большое Спасибо за Ваш труд! Подскажите, пожалуйста, как можно, на Ваш взгляд, отстоять перед заказчиком ручной эскиз, его важность, его преимущества относительно нейросетей?»
Видеозапись вебинара 06.02.2025:

YouTube-канал РООИ «Перспектива»
Вебинары 2014–2025:
Вебинары и конференции Web-школы – все
vkvideo.ru/video-16873491_456240378

VK Видео Общественная организация «Перспектива»
Вебинары 2021–2025:
Вебинары и видеоконференции
Видеозаписи других вебинаров по универсальному дизайну см.:
на YouTube-канале РООИ «Перспектива» – в плейлисте Вебинары – Универсальный дизайн
на VK Видео Общественная организация «Перспектива» – в плейлисте Вебинары – Универсальный дизайн


Вебинар прошёл в рамках проекта РООИ «Перспектива»:
- «Содействие созданию доступной/безбарьерной среды для людей с инвалидностью на основе принципов универсального/ инклюзивного дизайна»
(JTI Россия)