Вебинар 5 октября был посвящён одной из самых актуальных тем в образовании лиц с инвалидностью и ОВЗ – обследованию в ПМПК. Это очень важный этап в жизни дошкольника и обучающегося, имеющего особые образовательные потребности. Ведь на психолого-медико-педагогической комиссии определяются образовательный маршрут и та программа, которая должна максимально подходить ребёнку, прописываются те специальные условия, которые необходимы для успешного освоения программы обучения и т.д.
Юрист Семейного центра «ЛАДА» Роза Любимова (Нижний Новгород) рассказала о правах родителей и детей с инвалидностью на индивидуальный образовательный маршрут и поделилась практикой преодоления сложностей, возникающих при прохождении ПМПК на пути к инклюзивному включению ребёнка в школу.
После основного рассказа Роза Сенбиевна ответила на ряд вопросов, поступивших из Москвы, Санкт-Петербурга и Мурома.
Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. Как пройти ПМПК?
Общее количество слушателей вебинара 5 октября 2022:
158 человек (со 135 электронных адресов) из 77 городов, посёлков, сёл и деревень (42 региона РФ; Киргизстан, Приднестровье и ДНР).
Роза Любимова, юрист, Семейный центр «ЛАДА» (Нижний Новгород):
«Считала необходимым дать на вебинаре именно практические рекомендации для родителей – как подготовиться к обследованию, как максимально продуктивно показать потенциал ребёнка, как взаимодействовать со специалистами, и показать, как важно родителям прогрузиться во все нюансы и особенности законодательства в этой области, чтоб быть компетентными, обосновывать свои требования и пояснять свою позицию грамотно…. Когда-то я все это проходила сама на собственном опыте. Используя этот опыт при оказании юридической помощи семьям и их сопровождении за более, чем десятилетний период, конечно, сейчас понимаю, как важно, особенно родителям маленьких детей, которые только что приобретают опыт особенного родительства, быть информированными, получать поддержку и помощь таких специалистов, как юристы Горячей линии, специалисты в области инклюзивного образования, специальные педагоги и все, кто помогает детям полноценно включиться в образовательное пространство. Ведь ребёнок большинство времени проводит сперва в детском саду, потом достаточно немало времени – в школе, где приобретает такой необходимый и важный для него социальный опыт, который невозможно заменить никакими самыми лучшими книгами, фильмами и т.п.
Поэтому в ходе вебинара стремилась привести как можно больше примеров из практики – возможно, получилось больше историй нарушения права обучающихся с ОВЗ (на будущее буду думать, чтобы приводить больше успешных примеров). Но специфика моей работы – иметь дело как раз с обращениями родителей, когда либо происходит нарушение прав, либо администрацией школы или сада искажается информация, либо навязывается определённая форма обучения и т.д. Ведь мы живём в очень удивительное время, когда вроде бы и законодательство прописано достаточно неплохо, и механизмы разработаны для реализации полноценного и качественного образования, но правоприменительная практика и практика обращений родителей на Горячую линию по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» показывают, что, вне зависимости от региона, системные проблемы и нарушения очень и очень часто повторяются практически одни и те же: отсутствие специально разработанных учителем образовательных программ, индивидуализированных под особенности и потребности конкретного ребёнка, отсутствие сопровождения тьюторов и ассистентов в рекомендациях ПМПК, либо «криво» прописанные рекомендации по такому сопровождению, отсутствие специалистов, владеющих современными технологиями и методиками обучения детей с аутизмом, тяжёлыми и множественными нарушениями, которые нуждаются в программе, максимально учитывающей их особенности.
Озвученные вопросы, которые на вебинаре задавали родители – очень актуальны для любого региона, для любой начальной школы или детского сада. Это говорит о том, что необходимо ещё немало совместной работы представителей органов образования, родительского общественности и экспертного сообщества, для того чтобы нарушения прав детей с инвалидностью и ОВЗ встречались как можно реже».
Из отзывов слушателей вебинара «Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)»:
Светлана Белова, с. Чердаты (Томская обл., Зырянский район):
«Внимание обратили на права родителей и подготовку к ПМПК. Обратили внимание на то, что на ПМПК могут присутствовать и другие специалисты. Вообще, очень много новых тонкостей, спасибо огромное».
Екатерина Данилова, г. Санкт-Петербург:
«Максимально доступное изложение нормативно-правовой базы, практические примеры – высший класс!!! Советы по прохождению ПМПК открыли новые перспективы».
Елена Кузьмина, г. Муром (Владимирская обл.):
«Вебинар систематизировал знания. Еще раз подтвердил важность ПМПК для детей. Открытием стали рекомендации о видео в домашних условиях перед ПМПК. Спасибо».
Валерий Черкес, г. Санкт-Петербург:
«Приятно слушать профессионала с огромным практическим опытом. Спасибо!»
Лариса Кау-зже, г. Чита (Забайкальский край):
«Очень полезная информация. ОГРОМНОЕ СПАСИБО!»
Видеозапись вебинара 05.10.2022 (синхронный перевод на русский жестовый язык – Наталья Белова):
Анна Лыкова, г. Москва:
«Интересно раскрыты вопросы подготовки к ПМПК. Спасибо за полезные советы. Спасибо огромное!»
Ольга Смынтына, г. Дубоссары (Приднестровская Молдавская Республика):
«Спасибо за полезные советы».
Татьяна Болдырева, г. Старый Оскол (Белгородская обл.):
«Спасибо за интересный вебинар, полезные советы. ?»
Светлана Головинова, г. Хабаровск:
«Спасибо».
Вебинар прошёл в рамках проектов РООИ «Перспектива»:
- «Дети, подростки и молодёжь с инвалидностью: от уверенности в настоящем к успеху в будущем»
(Благотворительный фонд «Абсолют-помощь»)
- «Социальное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодёжи с инвалидностью»
(Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы)
- «Дети и подростки с инвалидностью: к жизни в инклюзии»
(Фонд президентских грантов)