Кино о людях с инвалидностью – это о людях или об инвалидности?

Титульный лист с фотопортретами экспертов (Илья Шерстобитов, Варвара Коровина, ведущий Владимир РУДАК) и темой онлайн-обсуждения 21 февраля 2025 документального фильма «Путь, полный звёзд»» (Иран, 2023)

Яркое и содержательное онлайн-обсуждение иранского документального кинофильма «Путь, полный звёзд» (автор Ахмад Сейедкешмири) – лауреата XII Международного фестиваля «Кино без барьеров» (2024) в номинации «Лучший фильм о людях с инвалидностью в спорте» – прошло в Web-школе РООИ «Перспектива» – Кино без барьеров.

Кратко о спикерах, приглашённых на дискуссию:
см. Смотрим кино вместе: лучший фильм о людях с инвалидностью в спорте

Видеозапись онлайн-дискуссии (с тайм-кодами в описании) см. далее.

О других онлайн-дискуссиях по фильмам фестиваля «Кино без барьеров»:
см. Кино без барьеров (вебинары 2014, 2017, 2022–2025)


Дискуссия собрала экспертов и зрителей из разных городов и сфер деятельности, что обеспечило многогранный взгляд на кинокартину: разговор получился живым и полным противоречий.

Мнения участников о фильме разделились, что наглядно продемонстрировало разнообразие подходов к восприятию инклюзивной темы в кино.

Кино о спорте, о женщинах или о чём-то большем?

Обсуждение открылось взглядом режиссёра и писателя Владимира Рудака (Петрозаводск) на инклюзивный спорт в Иране, после чего перешло к самой документальной киноленте.

Руководитель Ассоциации деятелей инклюзивного искусства АСДИИСК Варвара Коровина (Москва) поделилась неоднозначностью своего впечатления, акцентируя внимание на родительских переживаниях в фильме. Её точку зрения о несовершенстве фильма поддержал кинорежиссёр Илья Шерстобитов (Москва), который честно признался, что картина вызвала у него личное расстройство из-за упрощённого, на его взгляд, подхода к важной теме.

Однако у фильма нашлись и сторонники. Мария Каширина (Москва, Киношкола «Без границ») увидела в нём не столько историю об инвалидности, сколько глубокую драму о женской судьбе. Она отметила «непортретный» подход режиссёра, рассказывающего о своих героинях вскользь, со стороны, выгодно отличается от «лобового» российского кино на тему инклюзии.

Наталья Петухова (Санкт-Петербург) согласилась с Марией, что отстранённость съёмки может быть не недостатком, а намеренным решением режиссёра:
«Возможно, такое впечатление «скользящего взгляда» – это художественный приём. Некая недосказанность, как приглашение к диалогу. Я согласна насчёт отстраненности, о которой Вы говорили. Всё же, не считаю это минусом работы. Возможно, эти девушки живут в таком же холодном обществе, как и создается впечатление от съёмки».

Документалистика vs спецрепортаж: где грань? в чём разница?

Одной из центральных тем дискуссии стал вопрос о том, что такое современное документальное кино. Участники спорили о границе между авторским высказыванием документалиста и специальным репортажем журналиста.

Сергей Прушинский (Москва, РООИ «Перспектива») и другие участники разговора разбирались, можно ли в рамках ограниченного бюджета создать сильное документальное кино, и какова в нём роль сопереживания и чувственности.

Маргарита Репицкая (Архангельск, Северный государственный медицинский университет) оценивала фильм с практической точки зрения преподавателя адаптивной физической культуры:
«Я смотрела с точки зрения познавательной – как в другой стране люди тренируются, занимаются, какой подход государства к этой проблеме».

Маргарита также задалась вопросом: неужели этот фильм является лучшим фильмом о людях с инвалидностью?

В ответ прозвучало важное уточнение: фильм победил именно в номинации, посвящённой спорту, – не как лучший фильм о людях с инвалидностью, а как лучший фильм о людях с инвалидностью в спорте».

Культурные модели и взгляд в будущее

Дискуссия вышла за рамки одного фильма и переросла в разговор о подходах к теме инвалидности в целом.

Артём Муницын (Москва, РООИ «Перспектива») поднял вопрос о том, почему в России часто доминирует модель жалости, в то время как на Западе – более вдохновляющий и позитивный нарратив. Участники обсудили эволюцию от благотворительной модели к социальной, согласно которой важно убирать барьеры в обществе, а не «переделывать» человека.

Был сделан важный вывод: спорт для человека с инвалидностью играет ровно такую же роль в социализации, как и для любого другого человека. А главный посыл для кинематографистов прозвучал в конце: Снимать кино нужно без ориентира на инвалидность, видя в героях прежде всего личностей.

Сергей Прушинский (Web-школа РООИ «Перспектива»):
«Здесь прозвучала фраза „я снимаю фильм о человеке с инвалидностью…“ – и тут у меня загорелась лампочка «Стоп!» Ты снимаешь фильм о человеке или об инвалидности?»

Итоги дискуссии

Онлайн-встреча подтвердила, что открытый и честный диалог о кино, даже при полярных мнениях, невероятно продуктивен. Он позволяет глубже понять не только произведение, но и самих себя, а также наметить векторы для развития инклюзивной культуры в России.

Мы благодарим всех спикеров и слушателей за участие и приглашаем к дальнейшим обсуждениям!


Общее количество участников дискуссии 21 февраля 2025:

30 человек (с 23 электронных адресов) из 11 городов и деревень
(10 регионов России)

Смотреть фильм «Маркос – Сила воли» / Marcos – Willpower:

Афиша документального кинофильма «Путь, полный звёзд» (Иран, 2023 г.)

Видеозапись онлайн-дискуссии 21.02.2025 (с тайм-кодами в описании):

youtu.be/nCU0cN33fpY

YouTube-канал РООИ «Перспектива»
плейлист «Кино без барьеров»

vkvideo.ru/video-16873491_456240382

VK Видео Общественная организация «Перспектива»
плейлист «Кино без барьеров»

Скриншот видеозаписи онлайн-обсуждения 21 февраля 2025  документального фильма  «Путь, полный звёзд»» (Иран, 2023)
Скриншот видеозаписи онлайн-обсуждения 21 февраля 2025 документального фильма «Путь, полный звёзд»» (Иран, 2023)

Официальный сайт международного кинофестиваля «Кино без барьеров»:


Дискуссия прошла в рамках постоянного многолетнего направления работы РООИ «Перспектива» Кинофестиваль «Кино без барьеров».

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика