Какой образ у человека с инвалидностью в СМИ и кинематографе?

В ноябре Алина Поклад, ученый и исследователь образа людей с инвалидностью в русской культуре, рассказа, как телевидение и кинематограф создают стереотипный шаблон и формируют представление в обществе.

Участники разобрали, в каких амплуа представляют человека с инвалидностью. Алина выделила 3 самых распространённых варианта: «жертва», «отрицательный персонаж» и «герой».

Тяжелая жизнь, враждебно настроенное общество или нежелание жить: ярким примером образа «жертва» стали фильмы «Класс коррекции» и «До встречи с тобой». Сюжет построен вокруг болезни главных героев и способен вызвать жалость.

Историю преодоления, где человек с инвалидностью — герой, взяли за основу режиссеры фильмов «Временные трудности» и «Повесть о настоящем человеке». Участники отметили, что такой образ используют не только в кино, но и в новостных выпусках и в шоу талантов, куда приходят конкурсанты с инвалидностью.

Примерами «отрицательных персонажей» стали Пингвин из комиксов и фильмов о Бэтмене, Газель из «Kingsman: Секретная служба» и Мистер Стекло из «Неуязвимого». Алина объяснила, что такой стереотип появился из-за боязни неизвестного. Общество мало общается с людьми с инвалидностью, поэтому возникает страх. А еще зачастую человек, у которого появляются особенности здоровья, впадает в депрессию и замыкается.

В конце встречи Алина отметила, что в последнее время появляется четвертый образ — «обычный человек». Персонажи показаны обычными людьми со своими радостями, недостатками и переживаниями. Яркими примерами такого подхода стали герои фильма «Любовь с ограничениями» и сериала «Сексуальное воспитание».

Онлайн-встреча прошла благодаря поддержке Фонда президентских грантов и Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.

Яндекс.Метрика