«Как ребенку с аутизмом получить хорошее образование»: отвечает юрист и мама Роза Любимова

«Как получить тьютора, который поможет моему сыну с аутизмом в школе?» – частый вопрос, который задают из разных уголков России на Горячей линии по инклюзивному образованию. Юрист Роза Любимова отвечает«Чтобы ребенку предоставили тьютора, нужно получить заключение ПМПК и написать заявление директору школы. Школа по закону обязана предоставить тьютора, но объем его нагрузки и количество подопечных ребят – эти вопросы остаются на усмотрение администрации школы».  

Роза Любимова не только опытный юрист, она мама девушки с аутизмом. Полине 18 лет, она учится в 10-ом классе, и тема защиты прав людей с инвалидностью для Розы началась именно с дочери. Сначала ребенка не брали в детский сад, затем были сложности со школой. Когда Полина начала учиться, не было закона об инклюзивном образовании, и детей с РАС не брали учиться в классе с остальными. 

«Тогда в школу ребята с аутизмом зачислялись, но школы откровенно говорили, что вашему ребенку можно учиться только на дому. Педагоги не знали методики работы с детьми с РАС. Не было визуальной поддержки, например, расписания с картинкамиМы с мужем ходили в сад с ребенком по очереди, а в школе супруг стал ассистентом дочери», — рассказывает Роза Любимова. 

Роза окончила Нижегородскую Академию МВД РФ, затем она помогала в защите прав людей с инвалидностью в «Инварут» и в Центре поддержки семьи «Обнаженные сердца». Уже 10 лет она руководит юридической поддержкой НРООПДИМ «Верас», для семей, где есть дети с аутизмом, она ведет группы родительской взаимопомощи и индивидуальные консультации. А еще Роза больше 10 лет сотрудничает с РООИ «Перспектива» и ведет консультации Горячей линии, которая работает по всей России. 

Ей часто задают вопрос: «ребенку дают мало учебных часов, что делать?». Она сталкивалась с этим не раз и хорошо знает, как быть в этой ситуации. Бывает, что администрация школы искажает значение учебной нагрузки, включая в количество часов выполнение домашней работы. Родителям нужно посмотреть СанПин, утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26. Там четко прописано максимальное количество часов общей недельной учебной нагрузки, которую школа обязана предоставить ученику. 

«Родителям в этих случаях нужно написать заявление руководителю школы с просьбой организовать столько часов, сколько прописано в СанПине. Например, в первом классе это 21 час. Если школа включает в это количество часы самостоятельной работы ученика, это незаконно. СанПин предполагает аудиторную нагрузку, где ученик в прямом контакте с учителем осваивает учебный материал», — объясняет юрист. 

Опираясь на свой опыт, для детей с аутизмом, Роза рекомендует требовать комбинированную форму обучения. Тогда ребенок изучает академические предметы, такие как русский язык и математика индивидуально, а на физкультуру, ОБЖ, музыку и окружающий мир он ходит вместе с классом. Так и программу легче усвоить, и есть возможность общаться и развиваться вместе с другими детьми, а ведь это важно для жизни каждого малыша и особенно для ребенка с ОВЗ.

«Горячая линия» работает бесплатно, а задать вопрос юристу можно из любого уголка России. На связи специалисты, у которых есть успешный опыт разрешения правовых споров по инклюзивному образованию. Чтобы получить консультацию, нужно заполнить эту форму по ссылке. Специалист объяснит, что делать, если ребёнку отказывают в обучении, и поможет оформить необходимые документы. 

Яндекс.Метрика