Первый из двух вебинаров, посвящённых психологической помощи родителям, провела клинический психолог, специалист с личным опытом жизни с инвалидностью с рождения – Юлия Васильева.
Тема вебинара: «Гиперопека со стороны родителей: как отпустить ребёнка с инвалидностью в самостоятельную жизнь?»
Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. Как отпустить ребёнка с инвалидностью в самостоятельную жизнь?
Видеозапись вебинара (с тайм-кодами в описании) см. далее.
На вебинаре клинический психолог Юлия Васильева на конкретных примерах разобрала, чем любовь отличается от гиперопеки и как шаг за шагом отпустить ребёнка с инвалидностью в самостоятельную жизнь.
Спикер, опираясь на свой профессиональный и личный опыт, сразу погрузила участников в суть проблемы. Она обозначила, что гиперопека (гиперпротекция) – это не просто излишняя забота, а система воспитания, которая, ограничивая и без того пониженную активность ребёнка, мешает его психическому развитию, затрудняя развитие самостоятельности, независимости, инициативности, эмпатии, здоровой самооценки и самоконтроля.

Как распознать гиперопеку? Пять ярких признаков.
Эксперт предложила слушателям честно проверить себя по конкретным поведенческим паттернам:
- Выполнение действий за ребёнка (от бытовых мелочей до домашних заданий).
- Отсутствие доверия (тотальный контроль через звонки, проверку вещей и переписок).
- Контроль над всеми сферами жизни (навязывание друзей, выбор кружков, питания).
- Неумение настаивать на своём («проще самому убрать, чем учить и убеждать это делать»).
- Игнорирование желаний ребёнка («я лучше знаю, что ему нужно»).
И посмотрите на своего ребёнка: умеет ли он, например, выбирать из предложенного ему?
К чему это приводит?
Юлия Васильева наглядно показала, что следствием такой модели воспитания становятся:
- отсутствие личного мнения;
- неуверенность в себе и своих силах, безынициативность;
- сложность в общении, стеснительность и замкнутость;
- эмоциональная нестабильность.
Почему родители так поступают? Четыре условных портрета.
Психолог помогла понять глубинные мотивы, описав условные типы родительского отношения:
- «Тревожный родитель», видящий в ребёнке «хрустальную вазу».
- «Скелет в шкафу», когда ребёнка стыдятся и ограничивают его контакты с миром.
- «Скаковая лошадь», с которой связывают собственные нереализованные амбиции, делая ставку на определённые способности ребёнка в ущерб всем остальным.
- «Козел отпущения» (виновник рухнувших надежд), на котором неосознанно вымещают родительскую обиду на судьбу (проявляется не роптанием вслух, а в неустанной заботе – чтобы подавить и привязать к себе покрепче).
Когда родителю очень хочется считать себя важным и исключительно значимым для ребёнка – тогда возможен крах смысла его жизни, если ребёнок вырастет и уйдёт в самостоятельную жизнь.
Проявления гиперопеки.
Неважно, в каком возрасте ребёнка вы осознали, что у вас есть проблема.
Пронаблюдайте за собой и «считайте, загибая пальчики», чтобы перечисляемые негативные проявления изменить потом на «позитивные»:
- не позволяете ребёнку совершать какие-то усилия, оберегаете его от любых потрясений;
- боитесь, что ребёнок обидится или разозлится;
- активно руководите обучением ребёнка, контролируете его интересы и общение, оставляете ему «лучший кусок пирога»;
- переживаете и тревожитесь за ребёнка, когда его нет рядом;
- постоянно «подстилаете соломку» и решаете все проблемы ребёнка;
- проще сделать самому, чем ждать или настаивать, пока это выполнит ребёнок;
- не доверяете возможностям и силам ребёнка;
- чувствуете обиду, что ваши усилия и вклад не ценят.
План действий: как перестать опекать и начать поддерживать.
Самой ценной частью вебинара стал практический блок.
Вместо общих советов Юлия Васильева предложила чёткий алгоритм действий из четырех шагов:
- Признать проблему (факт наличия гиперопеки): честно ответить себе, что вы делаете за ребёнка то, что он может сам.
- Понять свои мотивы (почему я это делаю?) – разобраться, стоит ли за гиперопекой тревога, чувство вины или страх стать ненужным.
- Найти мотивацию для ребёнка: объяснить ему, зачем приучать себя к самостоятельности и делать что-то самому.
- Обучать постепенно (не торопиться): разбивать сложные задачи на маленькие шаги и хвалить за любое усилие.
Что дальше?
Важный акцент был поставлен на известную простую мысль: «Сначала наденьте кислородную маску на себя».
Забота о своих ресурсах – не эгоизм, а условие для возможности помогать другим.
В завершение Юлия Васильева анонсировала продолжение темы психологической поддержки для родителей детей с инвалидностью – где родителю взять силы?
Вебинар «Забота о себе: как найти ресурсы и варианты для эмоциональной разгрузки родителей детей с инвалидностью» состоится в ближайшее время – он будет посвящён профилактике выгорания и поиску внутренних ресурсов.
Общее количество слушателей вебинара 18 июня 2025:
72 человека (с 63 электронных адресов) из 30 городов и посёлков
(20 регионов России; Киргизстан и ДНР)
Ирина Атуева (МБУ «ГКЦСОН», филиал «КЦСОН Калининского района» г. Новосибирска):
«Большое спасибо! Отличный вебинар!»
Видеозапись вебинара 18.06.2025
«Гиперопека со стороны родителей: как отпустить ребёнка с инвалидностью в самостоятельную жизнь?»
(синхронный перевод на русский жестовый язык – Наталья Белова):
Видеозаписи других вебинаров по инклюзивному образованию см.:
в YouTube-плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование
в VK-плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование

Вебинар прошёл в рамках проекта РООИ «Перспектива»:
- «Социальное и профессиональное самоопределение детей и подростков с инвалидностью/ОВЗ»
(Фонд президентских грантов)
