«Хрустальная ваза» или самостоятельная личность?

Первый из двух вебинаров, посвящённых психологической помощи родителям, провела клинический психолог, специалист с личным опытом жизни с инвалидностью с рождения – Юлия Васильева.
Тема вебинара: «Гиперопека со стороны родителей: как отпустить ребёнка с инвалидностью в самостоятельную жизнь?»

Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. Как отпустить ребёнка с инвалидностью в самостоятельную жизнь?

Видеозапись вебинара (с тайм-кодами в описании) см. далее.


На вебинаре клинический психолог Юлия Васильева на конкретных примерах разобрала, чем любовь отличается от гиперопеки и как шаг за шагом отпустить ребёнка с инвалидностью в самостоятельную жизнь.

Спикер, опираясь на свой профессиональный и личный опыт, сразу погрузила участников в суть проблемы. Она обозначила, что гиперопека (гиперпротекция) – это не просто излишняя забота, а система воспитания, которая, ограничивая и без того пониженную активность ребёнка, мешает его психическому развитию, затрудняя развитие самостоятельности, независимости, инициативности, эмпатии, здоровой самооценки и самоконтроля.

Как распознать гиперопеку? Пять ярких признаков.

Эксперт предложила слушателям честно проверить себя по конкретным поведенческим паттернам:

  1. Выполнение действий за ребёнка (от бытовых мелочей до домашних заданий).
  2. Отсутствие доверия (тотальный контроль через звонки, проверку вещей и переписок).
  3. Контроль над всеми сферами жизни (навязывание друзей, выбор кружков, питания).
  4. Неумение настаивать на своём («проще самому убрать, чем учить и убеждать это делать»).
  5. Игнорирование желаний ребёнка («я лучше знаю, что ему нужно»).

И посмотрите на своего ребёнка: умеет ли он, например, выбирать из предложенного ему?

К чему это приводит?

Юлия Васильева наглядно показала, что следствием такой модели воспитания становятся:

  • отсутствие личного мнения;
  • неуверенность в себе и своих силах, безынициативность;
  • сложность в общении, стеснительность и замкнутость;
  • эмоциональная нестабильность.

Почему родители так поступают? Четыре условных портрета.

Психолог помогла понять глубинные мотивы, описав условные типы родительского отношения:

  1. «Тревожный родитель», видящий в ребёнке «хрустальную вазу».
  2. «Скелет в шкафу», когда ребёнка стыдятся и ограничивают его контакты с миром.
  3. «Скаковая лошадь», с которой связывают собственные нереализованные амбиции, делая ставку на определённые способности ребёнка в ущерб всем остальным.
  4. «Козел отпущения» (виновник рухнувших надежд), на котором неосознанно вымещают родительскую обиду на судьбу (проявляется не роптанием вслух, а в неустанной заботе – чтобы подавить и привязать к себе покрепче).

Когда родителю очень хочется считать себя важным и исключительно значимым для ребёнка – тогда возможен крах смысла его жизни, если ребёнок вырастет и уйдёт в самостоятельную жизнь.

Проявления гиперопеки.

Неважно, в каком возрасте ребёнка вы осознали, что у вас есть проблема.
Пронаблюдайте за собой и «считайте, загибая пальчики», чтобы перечисляемые негативные проявления изменить потом на «позитивные»:

  • не позволяете ребёнку совершать какие-то усилия, оберегаете его от любых потрясений;
  • боитесь, что ребёнок обидится или разозлится;
  • активно руководите обучением ребёнка, контролируете его интересы и общение, оставляете ему «лучший кусок пирога»;
  • переживаете и тревожитесь за ребёнка, когда его нет рядом;
  • постоянно «подстилаете соломку» и решаете все проблемы ребёнка;
  • проще сделать самому, чем ждать или настаивать, пока это выполнит ребёнок;
  • не доверяете возможностям и силам ребёнка;
  • чувствуете обиду, что ваши усилия и вклад не ценят.

План действий: как перестать опекать и начать поддерживать.

Самой ценной частью вебинара стал практический блок.
Вместо общих советов Юлия Васильева предложила чёткий алгоритм действий из четырех шагов:

  1. Признать проблему (факт наличия гиперопеки): честно ответить себе, что вы делаете за ребёнка то, что он может сам.
  2. Понять свои мотивы (почему я это делаю?) разобраться, стоит ли за гиперопекой тревога, чувство вины или страх стать ненужным.
  3. Найти мотивацию для ребёнка: объяснить ему, зачем приучать себя к самостоятельности и делать что-то самому.
  4. Обучать постепенно (не торопиться): разбивать сложные задачи на маленькие шаги и хвалить за любое усилие.

Что дальше?

Важный акцент был поставлен на известную простую мысль: «Сначала наденьте кислородную маску на себя».
Забота о своих ресурсах – не эгоизм, а условие для возможности помогать другим.

В завершение Юлия Васильева анонсировала продолжение темы психологической поддержки для родителей детей с инвалидностью – где родителю взять силы?

Вебинар «Забота о себе: как найти ресурсы и варианты для эмоциональной разгрузки родителей детей с инвалидностью» состоится в ближайшее время – он будет посвящён профилактике выгорания и поиску внутренних ресурсов.


Общее количество слушателей вебинара 18 июня 2025:

72 человека (с 63 электронных адресов) из 30 городов и посёлков
(20 регионов России; Киргизстан и ДНР)

Ирина Атуева (МБУ «ГКЦСОН», филиал «КЦСОН Калининского района» г. Новосибирска):
«Большое спасибо! Отличный вебинар!»

Видеозапись вебинара 18.06.2025
«Гиперопека со стороны родителей: как отпустить ребёнка с инвалидностью в самостоятельную жизнь?»
(синхронный перевод на русский жестовый язык – Наталья Белова):

Видеозаписи других вебинаров по инклюзивному образованию см.:
в YouTube-плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование
в VK-плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование


Скриншот видеозаписи вебинара 18 июня 2025 о различных проявлениях гиперопеки у родителей детей с инвалидностью и о способах избавления от неё

Вебинар прошёл в рамках проекта РООИ «Перспектива»:

  • «Социальное и профессиональное самоопределение детей и подростков с инвалидностью/ОВЗ»
    (Фонд президентских грантов)
Логотип: Фонд президентских грантов

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика