Генри Песонен рассказал о финской практике инклюзии в двух московских школах

Доктор наук Генри Песонен (Henri Pesonen), преподаватель департамента подготовки педагогов Университета г. Хельсинки (Финляндия) был приглашен РООИ «Перспектива» в две столичные школы — в многопрофильный комплекс «Школа Бибирево» и в гимназию № 1530 «Школа Ломоносова».

Генри выступил перед педагогами, дефектологами, логопедами с лекцией «Финская модель образования. Практики инклюзии».

Начал господин Песонен с истории и настоящего финской системы образования, которая сейчас вызывает большой интерес во всем мире, так как финские школьники показывают высокие результаты в рамках программы по международной оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Генри Песонен рассказал о финской практике инклюзии в двух московских школах

В том числе Генри упомянул о том, что архитекторы финских школ советовались с детьми — именно они проводят в школах большую часть времени. Поэтому современные школы в Финляндии отличаются свободной планировкой и большими окнами, пропускающими больше света в условиях сурового финского климата.

Интересно, что все образование в Финляндии — от детского сада до магистратуры — бесплатное. Учителя здесь независимы от государства и не проходят аттестации. Родители доверяют учителям, что помогает развитию инклюзивного образования.

Дети после 45 минут урока обязательно выходят на перемене погулять. Домашние задания есть, но учителя настаивают на том, что они должны быть небольшими, например, в начальной школе выполнение задания должно занимать не более 15 минут. Младшим школьникам не ставят оценки, нет экзаменов и тестов. То есть система направлена на уменьшения стресса для учащихся.

В общеобразовательном классе могут учится дети с практически любыми формами инвалидности. Обязательно наличие помощника для учащихся с тяжелыми формами. Но в Финляндии есть спецшколы — для невидящих и неслышащих, такие дети воспитываются в своей особенной культуре.

Учителя задавали разные вопросы Генри Песонену, но самым интересным были два — так же, как и ответы на них.

Генри Песонен рассказал о финской практике инклюзии в двух московских школах

Первый вопрос: «Как без оценок и экзаменов учителя готовят детей к поступлению в университет?» Ответ: «Учителя не готовят детей к поступлению в университет. Если человек выбрал путь поступления в университет, то он готовится полностью самостоятельно».

Второй вопрос был посвящен статусу учителя в Финляндии. Ответ: «Статус учителя очень высок. Среди тройки университетов самые сложные для поступления — медицинский, юридический и педагогический. Кроме всего, любой учитель, вне зависимости от специализации, обучается дефектологии».

Встречу с Генри Песоненом РООИ «Перспектива» провела при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Яндекс.Метрика