В химкинской «Школе равных возможностей» прошел День Инклюзии для педагогов школ города. Мероприятие состоялось в рамках проекта «На урок – вместе», инициированного РООИ «Перспектива» и компанией Ingka Centres в России.
30 педагогов из химкинских школ прошли 5 станций Дня Инклюзии и прочувствовали, с чем сталкиваются в быту и в социуме дети с инвалидностью. Сотрудники РООИ «Перспектива» и фонда «Лучшие друзья» рассказали учителям о том, как общаться с людьми с особенностями развития, об их трудоустройстве и жизни в обществе.
Наталья Нижник, координатор отдела образования РООИ «Перспектива»: «Дни инклюзии – отличный способ познакомить педагогов в формате интерактива с разнообразными формами инвалидности. Чтобы научить педагогов избегать недопонимания в классе, мы бережно передаем ценные знания, закреплённые практикой, рассказываем, как общаться с ребятами с инвалидностью и без, и как решать конфликтные ситуации»
На станции под названием «Расскажи» участники узнали об инструментах, которые используют в жизни слабовидящие и незрячие люди. Педагоги изучили шрифт Брайля, познакомились с учебными пособиями в виде рельефных изображений и узнали, по каким принципам организует свое рабочее место незрячий человек в быту. Педагоги в масках проходили полосу препятствий, чтобы понять, как незрячие люди ориентируются на шумной улице. Они смело обходили оранжевые дорожные конусы, пользуясь складной белой тростью с крутящимся шариком на конце.
«Сказать, что передвигаться в пространстве без зрения непривычно – значит, ничего не сказать, – призналась Татьяна Исаева, учитель географии и биологии Школы равных возможностей. – Кажется, я бы одна ни за что не вышла из дома, ведь, как в известном фильме, улица полна неожиданностей. Теперь я знаю, что трость – это глаза незрячего человека, она помогает обойти препятствия, а ее белый цвет – это опознавательный знак для водителей».
Почувствовать невидимые барьеры, с которыми сталкиваются люди с синдромом Дауна или с ДЦП учителя смогли на станции «Соберись». Они пробовали писать и рисовать в специальных перчатках, сковывающих движения рук. В них затруднительно даже расписаться, а тем более расстегнуть и застегнуть пуговицу. Эти перчатки изобрели ученые Кембриджского университета для того, чтобы люди без инвалидности тестировали мелкие детали интерьера зданий на соответствие принципам универсального дизайна.
«На меня больше всего произвел впечатление мастер-класс по определению крупы в баночках, – сказала Надежда Юрасова, учитель начальных классов. – Мы, ежедневно используя крупу, не задумываемся, какова она на ощупь. Удивило то, что продукты приобрели как бы иные свойства: мука оказалась тягучей, а гречка – круглой и совсем не колючей. День Инклюзии дал нам понять, как тяжело детям выполнить то, что мы делаем автоматически, не обращая внимания на детали процесса. Надев перчатки, я осознала, почему некоторые мои ученики пишут печатными буквами, без завитушек и петелек. Просто им так проще. Мы должны учесть это и подстроиться под них, объяснять им материал более доступным языком».
Сладким зефиром угощали на станции «Пойми меня». Как оказалось, вовсе не для лакомства. Попробуйте набить рот сладостями и попытайтесь произнести простейшую фразу: «Я хочу пригласить тебя в четверг в театр»! Язык двигается с трудом, слова едва различимы, что зачастую приводит в смущение и говорящего, и собеседника. Учителя пытались нарисовать на бумаге звездочку или облачко, смотря на отражение в зеркале, и это простое, на первый взгляд, задание вызвало непривычные ощущения. Это упражнение направленно на то, чтобы показать, как воспринимают мир некоторые люди с особенностями развития интеллекта.
Так же ведущие РООИ «Перспектива» провели мастер-класс с погружением в выразительный мир жестового языка. Участники узнали, что каждая буква в нем имеет свою конфигурацию и что с помощью одного движения можно «показать» несколько совершенно разных слов и словосочетаний. Например, «звонить по телефону» и «постное масло» – это одна и та же комбинация пальцев, различаются только движения рук.
Владислав Комиссаров, сотрудник РООИ «Перспектива»: «Жестовый язык позволяет видеть все вокруг объемнее, как бы в 3Д формате, не случайно в последнее время становятся популярными жестовые песня и театр как виды искусства. Важно то, что в последние годы инклюзия развивается, люди с инвалидностью становятся неразрывной частью единого социума, это важный глобальный процесс».
___________________________________
Торговые центры МЕГА www.MEGA.ru
— проект компании Ingka Centres, которая отвечает за развитие и управление недвижимостью ИКЕА в России. Ingka Centres входит в Группу компаний Ингка. На сегодняшний день в 11 крупнейших регионах России открыты 14 торговых центров МЕГА. В состав всех торговых центров МЕГА входит магазин ИКЕА. В 2018 финансовом году (с 1 сентября 2017 года по 31 августа 2018 года) торговые центры МЕГА в России посетили 246 миллионов человек.
Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» основана в 1997 г. Сегодня «Перспектива» является одной из ведущих некоммерческих организаций, отстаивающих права людей с инвалидностью в России.
Наша миссия – добиться полного включения людей с инвалидностью во все сферы жизни общества, улучшив качество их жизни, предоставляя услуги людям с инвалидностью и отстаивая их права. Дополнительную информацию можно найти на сайте www.perspektiva-inva.ru