Педагог Лидия Холодкова и юрист Григорий Борисов, сотрудники отдела инклюзивного образования и юридического отдела РООИ «Перспектива», на вебинаре 11 мая рассказали о том, что такое «буллинг», чем он отличается от случайного конфликта в коллективе, и обсудили проблемы преодоления буллинга и его профилактики.
Кратко о спикерах и программе вебинара:
см. Буллинг, травля: вопросы и ответы
Видеозапись вебинара (с тайм-кодами) см. по ссылке внизу.
Этот совместный вебинар юридической группы и отдела образования «Перспективы» создан для информирования родителей детей, которые подвергаются травле в школе: свободный рассказ о распространённой проблеме в отечественном образовании.
Лидия Холодкова, отдел инклюзивного образования РООИ «Перспектива»:
«Чаще всего и с бОльшей вероятностью буллинг возникает в гомогенной группе, в которой все между собой достаточно сильно похожи.
Если мы собираем класс очень похожих людей, не обязательно по внешнему признаку, – похожие знания, похожие интересы и увлечения, всех отобрали по какому-то определённому критерию – в такой группе выше риск появления буллинга, потому что любое незначительное отличие воспринимается как что-то чужеродное и вызывает у меня некоторый страх, если я не знаю, что это такое.
И травля, завязанная на внешние признаки, – того же происхождения. Потому что, если я изначально привыкла видеть разных людей, то у меня не будет вызывать никаких острых эмоций нахождение рядом со мной отличающегося от меня человека – я привыкла к тому, что так происходит.
Тут важна роль взрослого – как взрослого в школе, так и взрослого дома – чтобы эти взрослые признавали существование некоторой «инаковости», существование людей, которые выглядят по-другому, говорят по-другому, думают по-другому. Если взрослые и в школе, и дома транслируют ребёнку, что можно быть разными, то минимален риск того, что ребёнок инициирует или поддержит буллинг. Он не воспримет буллинг как что-то «нормальное», когда уже знает, что «и так тоже можно».
Григорий Борисов, юридический отдел РООИ «Перспектива»:
«Чем больше разнообразия, чем инклюзивнее среда на самом деле – тем меньше риск возникновения ситуации, где кто-то подвергается травле».
Общее количество слушателей вебинара 11 мая 2023:
75 человек (с 66 электронных адресов) из 39 городов, посёлков, сёл и деревень (28 регионов РФ; Беларусь и ЛНР).
Из чата вебинара «Почти все вопросы и ответы о буллинге и травле»:
Алексей Черненко, г. Красноярск:
«Спасибо за классификацию! А что делать? »
Юлия Грауд, г. Москва:
«Было здорово. Спасибо большое».
Екатерина Данилова, г. Сыктывкар (Коми):
«Спасибо вам большое! Мне очень понравился вебинар, и узнала про буллинг много нового. Я раньше не вникала никогда в эту тему, а оказывается там так… интересно. Очень полезно!
Я думаю, что с буллингом со стороны учителей очень даже можно бороться – был опыт в школе. Я вот как раз всегда обращаюсь в вышестоящие инстанции, а не к директору школы, и всё происходит волшебным образом хорошо». Комментарий юриста (Григорий Борисов): «Вышестоящая инстанция всё равно спускает Вашу жалобу на уровень директора (школы). В любом случае писать лучше в два места (одновременно) – и директору (уведомляя школу, что у нас есть негативная ситуация), и в надзорный орган».
Ольга Панферова, г. Тула:
«Спасибо, очень важный разговор».
Владимир Старков, г. Архангельск:
«Большое спасибо! Очень познавательно. Вооружили».
Видеозапись вебинара 11.05.2023 с тайм-кодами в описании
(синхронный перевод на русский жестовый язык – Инесса Беликова):
Яков Абрамов, г. Москва:
«Спасибо за очень интересный вебинар! Благодарю за ответ!»
Ольга Кузина, г. Тверь:
«Здравствуйте! Спасибо. Несколько напрягало смешливое настроение эксперта».
Анна Михайленко, г. Москва:
«Спасибо огромное!»
Инна Иваненко, п. Новокручининский (Забайкальский край), Наталья Орлова, г. Омск:
«Спасибо!»
Вебинар прошёл в рамках проектов РООИ «Перспектива»:
- «Дети и подростки с инвалидностью: к жизни в инклюзии»
(Фонд президентских грантов)
- «Дети, подростки и молодёжь с инвалидностью: от уверенности в настоящем к успеху в будущем»
(Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь»)