Барьеры для удобства

24.09.14 эксперты Бостонского института дизайна, ориентированного на человека, Джина Хилберри (Gina Hilberry) и Кваме Варга (Kwame Varga) провели видеоконференцию на тему «Инклюзивная пешеходная инфраструктура».

Джина Хиллбери начала свое выступление с обозначения двух ключевых позиций универсального дизайна: дизайн влияет на жизнь всех людей без исключения; и все люди обладают различными способностями и возможностями – это нормально.

Точно так же и все места на земле очень разные, и улицы и скверы в США вполне могут отличаться от улиц и площадей России, однако универсальный дизайн объединяет все пространства одной важной характеристикой: он должен быть удобным, отметила эксперт.

При этом, оценивая уличное пространство, мы должны прежде всего думать о безопасности, подчеркнула Джина Хиллбери, а безопасность нередко нуждается в барьерах, особенно там, где ездят машины. То есть должны быть открытые зоны и четкое обозначение, где эта зона кончается и переходит в другую. Это может быть и разная поверхность, и специальные бордюры, и даже просто деревья и фонари, обозначающие край тротуара.

Следующее требование к городской среде – когнитивная ясность. Таблички, указатели, иные вспомогательные приспособления должны четко и понятно объяснять, где человек находится всеми доступными человеку способами. Чтобы в здании было понятно, где расположен вход, а на выходе из метро – на каком углу улицы человек находится. Лучше всего, чтобы указатели были тактильными и/или сопровождались аудиоинформацией. Кроме того, очень важна предсказуемость, когда на пути у человека не возникает внезапных препятствий. Разные поверхности дороги или тротуара должны стыковаться между собой без резких границ, чтобы также не создавать внезапных неудобств.

Кроме того, пространство на улице должно быть сконструировано таким образом, чтобы у человека всегда был выбор: находиться на солнце или в тени, быть в шумном или наоборот, в уединенном месте, или найти место, откуда удобно наблюдать за другими людьми.

Анализируя разные виды технических решений, Джина Хиллбери каждый раз обращала внимание, что основная задача проектировщика среды – безопасность и доступность для всех. Даже доступ к информации должен быть ориентирован на самые разные способы ее получения. «Мы задействуем все органы чувств для получения информации, — пояснила эксперт. – И надо стараться, чтобы информация была передана всеми возможными способами. Это может быть вибрация, специальный звуковой сигнал, шум фонтана, столбик с тактильным указателем для ориентации в пространстве». Она показала на слайдах некоторые примеры подобных решений в США и еще раз подчеркнула, что очень важно найти соотношение между потребностями людей с разными возможностями.

Участники видеоконференции представляли различные НКО из 14 регионов России и из столицы Латвии: АрхангельскБарнаул (Алтайский край)Братск (Иркутская область), ВолгоградЕкатеринбург (Свердловская область)КалининградМахачкала (Республика Дагестан)МоскваНижний НовгородРига (ЛАТВИЯ)СамараСветлоград (Ставропольский край), Сыктывкар (Республика Коми)ТомскУлан-Удэ (Республика Бурятия). На их многочисленные вопросы эксперт ответила, завершая видеоконференцию. Например, каким образом обеспечивается доступность остановок общественного транспорта для незрячих людей? Как человек может понять – какой транспорт подошёл к остановке? Как он может узнать расписание общественного транспорта? По словам Джины Хиллбери, для этих целей существуют аудио объявления, а также постоянные тактильные кнопки на остановках, чтобы узнать номер подошедшего автобуса. Кроме того, любая необходимая информация может быть всегда с собой – в смартфоне, адаптированном для конкретных типов инвалидности. Правда, для этого вся необходимая информация в первую очередь должна быть доступна в Интернете.

Кратко об экспертах и программе вебинара:
см. анонс «Видеоконференция «Инклюзивная пешеходная инфраструктура»«

Визит экспертов Бостонского Института дизайна (видеофильм 7 минут):

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика