Рома Велев живет в небольшом селе в республике Коми. В четыре года у мальчика начала разрушаться кость бедра, и последние два года Рома не может ходить, его возит на коляске мама. Мальчик перестал посещать детский сад, в котором он стал объектом постоянных вопросов и косых взглядов воспитателей и других детей. Рома замкнулся, прекратил общение с кем-либо, кроме мамы, отказывался выходить на прогулки. Мальчик боялся, что над ним вновь будут смеяться, как в детском саду. Но в этом году Роме предстояло пойти в первый класс. Родители волновались: мальчик совсем не умеет контактировать с ровесниками и не знает, как это – быть частью коллектива.
Инклюзивных кружков и секций, где дети с инвалидностью и без занимались бы вместе, в селе у Ромы не было. Казалось, шансов подготовиться к школе у мальчика не оставалось. Но в итоге научиться общаться Роме помог инклюзивный проект «Спорт вместе. По-настоящему!», который стартовал в Сыктывкаре в этом году. Здесь Роман быстро освоил сидячий пионербол и бочча и вскоре начал передвигаться самостоятельно, с помощью костылей. Теперь он может даже бегать по спортивному залу!
Общаться с другими участниками проекта Роме вначале было не так легко. Первое время тренер, педагог Светлана Лаптева, не могла различать эмоции Ромы: он не знал, как при других детях выражать радость, как сообщать о своих победах и как делиться неудачами. Однако вскоре Рома привык к другим ребятам и нашел с ними общий язык. Теперь у Ромы есть друзья, мальчик научился общению со сверстниками, начал принимать помощь и заботу не только от мамы. Некоторые старшие ребята с радостью помогают Роме: во время занятий они оберегают его от травм и помогают двигаться.
Мама Ромы Светлана уверена, что Рома встанет на ноги этой осенью и начнет передвигаться полностью самостоятельно. Подтверждают ее надежды и педагоги. «Рома очень активный, не представляю, как он мог раньше находиться без движения. Сейчас на занятиях его не остановить! Он открылся, с радостью принимает заботу старших ребят, — делится педагог Светлана Лаптева. – Это доказывает, что дети способны понимать друг друга намного лучше и быстрее, чем мы, взрослые. Ведь спорт – это то, что действительно учит взаимопониманию и работе в команде. Вот вы кидаете мяч, кто-то принимает его, потом передает другому, и все – действительно вместе. По-настоящему!»