О досуге для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями (в семейном формате) – рассказывает учитель ресурсного пространства для детей с РАС Евгения Исмайлова (МБОУ г. Ивантеевка Московской области «Образовательный центр №1»).
Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. Семейный досуг как инструмент развития ребёнка с аутизмом или другими ментальными нарушениями
Видеозапись вебинара см. далее.
Евгения Исмайлова начала вебинар с разговора о том, что аутизм понимается Всемирной организацией здравоохранения как качественное нарушение в социальном взаимодействии в отсутствие социальной и эмоциональной зависимости и очертила круг проблем, с которыми сталкиваются семьи при воспитании детей с аутизмом:
- качественные нарушения в сфере социального взаимодействия,
- дефицит потребности в общении, зависящий от степени нарушений,
- выраженные нарушения поведения, проявляющиеся в ограниченных и стереотипных моделях различных видов деятельности,
- специфичность и вариабельность интеллектуального и речевого развития,
- нарушение моторики,
- обострённая чувствительность,
- нарушение чувства опасности,
- нарушение самоидентификации – осознания себя как личности.
Затем, перечислив часто встречающиеся варианты нежелательного поведения у детей с аутизмом, Евгения Артёмовна сосредоточила внимание слушателей вебинара на том, что ключевым фактором развития любого ребёнка является культура.
Что даёт досуг для детей с РАС? В первую очередь:
- социализация в естественной среде;
- получение новых знаний;
- приобщение к культурному и историческому наследию;
- эмоциональное развитие через получение новых впечатлений;
- задействуются все сенсорные каналы восприятия информации: кинестетический, слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный;
- формирование познавательной активности и мотивации к обучению, обнаружение склонностей и специальных интересов, которые могут стать в дальнейшем основой для профориентации;
- преодоление дезадаптивного, нежелательного поведения.
Придя к вопросу о доступности культурных объектов для всех детей, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, Евгения Исмайлова рассказала о барьерах для аутичных посетителей, и как с этим работают в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон».
Далее Евгения рассказывает, как родители могут работать с проявлениями нежелательного поведения с помощью метода «Социальные истории«, и рассказывает об этом на примере посещения музея и библиотеки.
В заключение вебинара рассказывается о том, как родителям обобщать и систематизировать знания и впечатления ребёнка с аутизмом после семейного культурного досуга.
Другие вебинары Евгении Исмайловой:
ЕИ-2 «Русские народные сказки для детей с РАС: слушаем, понимаем, читаем и играем»
ЕИ-3 «Учимся рассказывать о себе: формирование и развитие навыков самоидентификации у детей с РАС»
Общее количество слушателей вебинара 12 декабря 2023:
61 человек (с 50 электронных адресов) из 34 городов, посёлков, сёл и деревень (26 регионов России; ЛНР).
Из отзывов слушателей вебинара
«Досуг для детей с аутизмом (и другими ментальными нарушениями): обучение и развитие в семейном формате»:
Светлана Чешко, г. Екатеринбург (Свердловская обл.):
«Большое спасибо, доступные рекомендации, очень полезны для работы с детьми. Спасибо, услышали рекомендации».
Лариса Кау-зже, пгт. Новокручининский (Забайкальский край):
«БлагоДарю! Бесценный опыт! Спасибо организаторам за полезный вебинар!»
Ирина Краснопеева, г. Красноярск:
«Спасибо большое! Полезно и информативно!»
Светлана Юсупова, с. Старый Буян (Самарская обл.):
«Спасибо».
Видеозапись вебинара 12.12.2023
(синхронный перевод на русский жестовый язык – Инесса Беликова):
VK Видео Общественная организация «Перспектива»
vk.com/video-16873491_456240098
YouTube-канал РООИ «Перспектива»
youtu.be/F6dMrpUbF2E
На YouTube-канале РООИ «Перспектива» см. видеозаписи других вебинаров об инклюзивном образовании:
в плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование
На VK Видео Общественная организация «Перспектива» см. видеозаписи последних вебинаров:
в плейлисте Web-школа РООИ «Перспектива» – Вебинары и видеоконференции
Вебинар прошёл в рамках проектов РООИ «Перспектива»:
- «Дети, подростки и молодёжь с инвалидностью: от уверенности в настоящем к успеху в будущем»
(Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь»)
- «Дети и подростки с инвалидностью – к жизни в инклюзии: расширяем горизонты»
(Фонд президентских грантов)
- «Практики инклюзии в общеобразовательной школе»
(при поддержке Благотворительного фонда CSS)