В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями), статьей 27 Областного закона от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с последующими изменениями), постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с последующими изменениями), постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 года № 1117 «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении» (с последующими изменениями), постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 года № 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», с целью регулирования приема детей в государственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, государственные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа Свердловской области для детей, нуждающихся в длительном лечении, государственные образовательные учреждения Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Порядок приема детей в государственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, государственные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа Свердловской области для детей, нуждающихся в длительном лечении, государственные образовательные учреждения Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее – Порядок) (прилагается).
2. Руководителям государственных образовательных учреждений Свердловской области при организации приема детей руководствоваться настоящим Порядком.
3. Данный Порядок считать действительным до принятия соответствующего постановления Правительства Свердловской области.
4. Утвердить Примерное положение об областной психолого-медико-педагогической комиссии (прилагается).
5. Руководителям государственных образовательных учреждений Свердловской области в организации работы областных психолого-медико-педагогических комиссий руководствоваться Примерным положением об областной психолого-медико-педагогической комиссии.
6. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
В.В. Нестеров
Министр
ПОРЯДОК приема детей в государственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Свердловской области
Утвержден приказом от 06.03.2006 г. № 07-д
1. В государственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, государственные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа Свердловской области для детей, нуждающихся в длительном лечении, государственные образовательные учреждения Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, принимаются дети, проживающие на территории Свердловской области и имеющие право на получение образования по общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также дети, нуждающиеся в длительном лечении.
2. Дети, проживающие в других субъектах Российской Федерации, принимаются в соответствии с договорами, заключаемыми в порядке, установленном законодательством.
3. Количество мест для приема обучающихся в образовательное учреждение определяется исходя из норм предельной численности контингента, устанавливаемых в результате лицензионной экспертизы.
4. Направление детей в государственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, осуществляется Министерством общего и профессионального образования Свердловской области на основании заключения областной психолого-медико-педагогической комиссии только с согласия родителей (иных законных представителей). Перечень областных психолого-медико-педагогических комиссий ежегодно в марте устанавливается Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и вместе с графиком их работы доводится до сведения муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений.
5. Направление детей в государственные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Свердловской области осуществляется Министерством общего и профессионального образования Свердловской области на основании заключения клинико-экспертной комиссии областной государственной организации здравоохранения только с согласия родителей (иных законных представителей).
В заключении клинико-экспертной комиссии указываются примерные сроки пребывания ребенка в оздоровительном образовательном учреждении. Конкретные сроки пребывания определяют врачи-специалисты образовательного учреждения.
Перечень областных клинико-экспертных комиссий ежегодно в марте устанавливается Министерством здравоохранения Свердловской области и вместе с графиком их работы доводится до сведения муниципальных органов управления образованием, муниципальных органов управления здравоохранением, образовательных учреждений, организаций здравоохранения.
6. Деятельность областных психолого-медико-педагогических комиссий, областных клинико-экспертных комиссий регулируется положениями, другими нормативными актами, утверждаемыми соответствующими министерствами.
7. Прием детей в государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Свердловской области осуществляется в порядке, установленном его уставом, при наличии свободных мест.
8. В случае отказа в приеме ребенка в государственное образовательное учреждение Свердловской области в связи с отсутствием свободных мест или при наличии у ребенка медицинских противопоказаний для нахождения в детском коллективе орган местного самоуправления муниципального образования обязан в соответствии со своими полномочиями организовать предоставление этому ребенку общего образования.
9. Выдача направлений Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в образовательные учреждения и прием документов в них проводится в течение всего года, исходя из потребности и педагогической целесообразности.
10. При приеме ребенка в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Между руководителем образовательного учреждения и родителями (законными представителями) заключается договор, регулирующий взаимоотношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями), включающий в себя права, обязанности и ответственность сторон.
11. Зачисление ребенка в образовательное учреждение оформляется приказом, реквизиты которого направляются в Министерство общего и профессионального образования.
12. Об изменениях в списочном составе обучающихся, воспитанников образовательное учреждение информирует Министерство общего и профессионального образования в течение трех дней.
Примерное положение об областной психолого-медико-педагогической комиссии
Утверждено приказом от 06.03.2006 г. № 07-д
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность областных психолого-медико-педагогических комиссий.
2. Психолого-медико-педагогическая комиссия является структурным подразделением государственного образовательного учреждения Свердловской области, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, образованием, социальной адаптацией детей с нарушениями в развитии (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психологического развития, интеллекта) с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и условий местного социума.
3. Психолого-медико-педагогическая комиссия создается при наличии соответствующих условий государственным образовательным учреждением Свердловской области согласно приказу руководителя данного образовательного учреждения с согласия учредителя и ликвидируется по согласованию с ним.
4. Психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, разработанным на основании данного Примерного положения об областной психолого-медико-педагогической комиссии.
5. Материально-техническое обеспечение, финансирование, контроль деятельности психолого-медико-педагогической комиссии осуществляется руководством государственного образовательного учреждения Свердловской области, структурным подразделением которого является психолого-медико-педагогическая комиссия.
6. Для осуществления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии государственное образовательное учреждение Свердловской области выделяет помещения, современные технические и транспортные средства, необходимое оборудование, специальную научную, диагностическую и методическую литературу и пособия.
7. Психолого-медико-педагогическая комиссия имеет свои бланки документов. Для придания юридической силы документам психолого-медико-педагогическая комиссия использует печать организации образования, структурным подразделением которой является.
8. Психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют диагностическую деятельность после прохождения соответствующей экспертизы в порядке, устанавливаемом Министерством общего и профессионального образования Свердловской области. По результатам экспертизы Министерство общего и профессионального образования Свердловской области дает разрешение на осуществление психолого-медико-педагогическими комиссиями диагностической деятельности и определяет психолого-медико-педагогическую комиссию, рассматривающую конфликтные ситуации.
9. При отсутствии разрешения Министерства общего и профессионального образования Свердловской области психолого-медико-педагогическая комиссия может осуществлять все функции, кроме диагностической.
10. Методическое сопровождение работы психолого-медико-педагогических комиссий осуществляется Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.
11. Психолого-медико-педагогическая комиссия в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, действующим законодательством федерального и областного уровней в сфере образования, здравоохранения, защиты прав детей.
12. С согласия родителей (иных законных представителей) рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии обязательны для исполнения организациями образования.
Глава 2. Цель и задачи деятельности психолого-медико-педагогической комиссии
13. Целью деятельности психолого-медико-педагогической комиссии является определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей с нарушениями в развитии на основании достоверной комплексной диагностики.
14. Задачи деятельности психолого-медико-педагогической комиссии:
1) комплексная динамическая диагностика развития детей (от рождения до 18 лет), своевременное выявление отклонений в развитии, влияющих на социальную адаптацию детей;
2) по результатам обследования ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии осуществляется:
- определение специальных образовательных потребностей ребенка с нарушениями в развитии (направленность образовательной программы);
- определение специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- определение характера и продолжительности коррекционно-развивающей помощи;
- оформление коллегиального заключения и рекомендаций по реализации образовательной программы, организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку;
3) методическое обеспечение диагностико-коррекционного процесса, взаимодействие с психолого-педагогическими консилиумами образовательных учреждений всех типов и видов;
4) инициирование и содействие в организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
5) консультирование родителей (иных законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка;
6) осуществление контроля за исполнением рекомендаций, качеством коррекционно-развивающей работы с ребенком (не реже одного раза в год); динамическое отслеживание развития детей, прошедших психолого-медико-педагогическую комиссию;
7) формирование банка данных о детях с нарушениями в развитии, осуществление мониторинга их развития;
8) создание информационной базы данных об учреждениях, которые могут быть рекомендованы родителям (иным законным представителям) в случаях возникновения трудностей диагностики, неэффективности коррекционно-развивающей помощи ребенку;
9) внесение в органы управления образованием предложений по развитию системы образования с целью обеспечения ее доступности и адаптивности к уровням и особенностям развития детей;
10) участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры населения.
Глава 3. Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии
15. Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по инициативе родителей (иных законных представителей), а также по инициативе специалистов организаций образования, здравоохранения, других организаций.
16. В случае инициативы обследования ребенка со стороны специалистов организаций образования, здравоохранения, других организаций должно быть получено согласие родителей (иных законных представителей), которое подтверждается письменным заявлением.
17. Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (иных законных представителей). При необходимости прием может быть анонимным (только в режиме консультации).
18. Для обследования ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии представляются следующие документы:
1) свидетельство о рождении ребенка;
2) заключение психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором ребенок обучается;
3) подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врача-педиатра, врача-невролога, врача-офтальмолога, врача-психиатра (при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке психолого-медико-педагогическая комиссия направляет запрос соответствующим медицинским специалистам);
4) педагогическое представление (характеристика);
5) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
19. Процедура обследования ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии определяется диагностическими задачами и осуществляется специалистами индивидуально и (или) совместно.
20. Результаты обследования ребенка протоколируются и отражаются в коллегиальном заключении с содержащимися в нем рекомендациями, в соответствии с которыми создаются специальные условия образования ребенка, его индивидуальное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение.
21. В протоколе обследования заключения врачей психолого-медико-педагогической комиссии имеют форму диагноза в соответствии с современными требованиями Международной статистической классификации болезней (десятого пересмотра). Обязательно вносятся сведения о состоянии зрения, слуха и моторики.
При наличии показаний врачи психолого-медико-педагогической комиссии рекомендуют наблюдение ребенка, проведение профилактических и лечебных мероприятий соответствующими врачами поликлиники (по месту жительства ребенка) и (или) врачами образовательного учреждения.
22. Коллегиальное заключение состоит из двух частей: собственно заключения и рекомендаций.
В заключении описываются нарушения высших психических функций со степенью их выраженности и указывается направленность образовательной программы, соответствующей особенностям и возможностям ребенка.
В рекомендациях указывается, помощь каких специалистов необходима ребенку, определяется срок контроля состояния и развития ребенка.
23. Протокол обследования и заключение с подписями (и их расшифровкой) всех членов психолого-медико-педагогической комиссии заверяются печатью организации образования, структурным подразделением которой является психолого-медико-педагогическая комиссия.
24. Сведения о ребенке и результаты обследования вносятся в журнал учета детей, прошедших обследование.
25. Родителям (иным законным представителям) выдается протокол обследования с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, содержащим рекомендации (в данных документах не указывается клинический психиатрический диагноз), о чем делается соответствующая запись в журнале учета. Сведения о клиническом психиатрическом диагнозе ребенка предоставляются родителям (иным законным представителям) конфиденциально.
26. Протокол с заключением психолого-медико-педагогической комиссии является основанием для зачисления ребенка (только с согласия родителей или законных представителей) в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальный (коррекционный) класс, группу, создания специальных условий образования ребенка в различных формах и учреждениях (в том числе в общеобразовательном учреждении) и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в образовательном учреждении.
27. В диагностически сложных случаях специалисты психолого-медико-педагогической комиссии информируют родителей (иных законных представителей) о других возможностях получения помощи, о праве обращения в другие психолого-медико-педагогические комиссии и в психолого-медико-педагогическую комиссию, рассматривающую конфликтные ситуации.
28. В психолого-медико-педагогической комиссии ведется следующая документация:
1) журнал первичного учета детей, обратившихся в психолого-медико-педагогическую комиссию;
2) журнал учета детей, прошедших обследование;
3) аналитические материалы;
4) список специалистов психолого-медико-педагогической комиссии, их должностные инструкции;
5) расписание работы специалистов и психолого-медико-педагогической комиссии.
29. Продолжительность рабочего времени для специалистов психолого-медико-педагогической комиссии устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами федерального и областного уровней.
30. На первичный прием одного ребенка и сопровождающих его родителей (иных законных представителей), других заинтересованных лиц в среднем отводится два часа (астрономических), на повторный прием – один час. Процедура и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка.
31. Специалисты психолого-медико-педагогической комиссии могут выезжать для обследования детей по месту обучения и (или) жительства.
32. Психолого-медико-педагогическая комиссия работает в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами по трудоустройству, общественными организациями по вопросам комплексной и всесторонней помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
33. Председатель психолого-медико-педагогической комиссии назначается на должность руководителем организации образования (здравоохранения), структурным подразделением которой является психолого-медико-педагогическая комиссия, из числа высококвалифицированных (имеющих высшую или первую квалификационную категорию) специалистов психолого-медико-педагогического профиля, имеющих дополнительную квалификацию по одной или нескольким из следующих специальностей: дефектология (коррекционная педагогика), специальная психология, клиническая (медицинская) психология.
34. В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят следующие специалисты:
1) педагог-психолог (со специализацией по клинической (медицинской) или специальной психологии);
2) учитель-дефектолог;
3) учитель-логопед;
4) врач-психиатр;
5) врач-невролог;
6) социальный педагог;
7) секретарь.
35. В зависимости от направления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в ее состав могут быть введены:
1) сурдопедагог;
2) тифлопедагог;
3) учитель начальных классов;
4) врач-педиатр;
5) врач-офтальмолог;
6) врач-отоларинголог;
7) врач-ортопед;
8) юрист;
9) другие специалисты.
36. Численный состав психолого-медико-педагогической комиссии определяется штатным расписанием в соответствии с целями, задачами и объемом деятельности.
37. На работу в психолого-медико-педагогическую комиссию принимаются лица, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям высшей или первой квалификационной категории. Отношения между специалистами психолого-медико-педагогической комиссии и работодателем регулируются трудовым договором, условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
38. К работе в психолого-медико-педагогической комиссии не допускаются лица, имеющие противопоказания к работе по состоянию здоровья или в связи с нарушениями закона, зафиксированными судом.
Глава 4. Обязанности и права сотрудников психолого-медико- педагогической комиссии
39. Обязанности председателя психолого-медико-педагогической комиссии:
1) планирует и организует работу психолого-медико-педагогической комиссии;
2) отвечает за соответствие деятельности специалистов цели и задачам психолого-медико-педагогической комиссии;
3) организует взаимодействие между специалистами, направляет и контролирует их деятельность, обеспечивает правильный подбор и расстановку кадров с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований;
4) обеспечивает соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности;
5) отвечает за качество работы специалистов психолого-медико-педагогической комиссии;
6) представляет аналитические справки по результатам деятельности за год руководителю государственного образовательного учреждения Свердловской области, структурным подразделением которого является психолого-медико-педагогическая комиссия, Министерству общего и профессионального образования Свердловской области;
7) своевременно информирует органы управления образованием о фактах нарушения прав детей;
8) представляет специалистов комиссии к поощрениям и наградам, а также налагает на них взыскания;
9) отвечает за правильное ведение документации;
10) обеспечивает повышение квалификации сотрудников психолого-медико-педагогической комиссии, содействует организации методической работы в образовательных учреждениях в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения, коррекционно-диагностического процесса;
11) содействует участию специалистов психолого-медико-педагогической комиссии в мероприятиях, проводимых для родителей (законных представителей), педагогов, населения по проблемам детей с нарушениями в развитии и девиантным поведением;
12) отвечает за материально-техническое, методическое обеспечение всех направлений работы психолого-медико-педагогической комиссии.
40. Сотрудники психолого-медико-педагогической комиссии обязаны:
1) руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами; сохранять конфиденциальность сведений, неадекватное использование которых может нанести ущерб здоровью, психологическому и моральному состоянию ребенка и его семье;
2) защищать права и интересы детей и их родителей (иных законных представителей);
3) осуществлять свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями, утвержденными руководителем.
41. Сотрудники психолого-медико-педагогической комиссии имеют право:
1) на защиту своих профессиональных интересов, чести и достоинства вплоть до обращения в судебные органы;
2) на свободу выбора и использования методических средств в рамках своей профессиональной компетенции и квалификации;
3) на льготы, предусмотренные действующим законодательством.
Глава 5. Обязанности и права родителей (иных законных представителей)
42. Родители (иные законные представители) имеют право:
1) защищать законные права и интересы детей;
2) в случае несогласия с заключением психолого-медико-педагогической комиссии обратиться в другие психолого-медико-педагогические комиссии, в том числе в психолого-медико-педагогическую комиссию, рассматривающую конфликтные ситуации;
3) получать консультационную помощь от специалистов психолого-медико-педагогической комиссии.
43. Родители (иные законные представители) обязаны присутствовать при обследовании ребенка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии.