Продюсер, режиссёр, актёр, поэт и преподаватель творческих дисциплин Александр Боковиков рассказывает о том, как развивать творческие навыки у подростков с инвалидностью, и какие существуют методы включения в творческую деятельность подростков с инвалидностью.
Несколько лет назад Александру Зорьевичу предложили стать преподавателем в Киношколе для людей с инвалидностью «Без границ». В начале этой работы у Александра Зорьевича были тревоги и опасения: он думал, что кино – это очень стрессовый процесс для людей с инвалидностью, но в процессе своей работы в киношколе он понял, что там учатся яркие, активные, целеустремлённые люди, которым есть о чём рассказать этому миру, и что они отлично справляются с поставленным задачами.
Что же такое творчество? Это процесс создания чего-то нового: написать новые стихи из имеющихся слов, сочинить новую музыку, написать рассказ и т.д.
Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. Как научить творчеству? Спросите у педагога, актёра и продюсера
Видеозапись вебинара см. по ссылке внизу.
По словам Александра Боковикова, для раскрытия творческого потенциала подростков с инвалидностью очень важна поддержка семьи и близкого окружения: важно поддерживать и хвалить человека за любое проявление творчества – будь то рисунок (и неважно как он нарисован), написанное стихотворение или сочинённая песня, – важно поддерживать любое творческое начинание подростка. Важно на начальном этапе творческой деятельности не давать отрицательных оценок, а говорить слова поддержки, чтобы подросток (с инвалидностью или без инвалидности) поверил в свои силы, понимал ценность и значимость своего творчества.
Поскольку подростки с инвалидностью чаще своих сверстников без инвалидности сталкиваются с недоверием других людей по отношению к ним, то для развития творческих навыков очень важно, чтобы преподаватели и специалисты, которые занимаются творческой деятельностью с подростками с инвалидностью, больше доверяли им.
Например, при написании рассказа или пьесы преподаватель рассказывает основы драматургии, объясняет принципы написания пьес, но подросток сам пишет рассказ или пьесу, описывает героев, придумывает сюжет и т.д. В процессе работы преподаватель может запрашивать у подростка промежуточные результаты и в конструктивном диалоги вместе с подростком решать, как ещё можно улучшить написанную пьесу или рассказ.
Именно по такому принципу строит свою работу в Театральном лагере для подростков с инвалидностью РООИ «Перспектива» Александр Боковиков: он даёт им новые знания и предоставляет возможность заниматься творческой деятельностью под его руководством, но самостоятельно. Затем идёт обсуждение того, что можно улучшить.
По словам спикера, Театральный лагерь для подростков с инвалидностью – это отличная возможность сотворчества и командной работы. Тут подросток среди сверстников может раскрыть свои способности и становится гораздо более уверенным в себе.
Большой творческий опыт подростки с инвалидностью получили в лагере РООИ «Перспектива» при съёмках фильмов. Под руководством Александра Зорьевича подростки писали сценарии, были кастинг-директорами, актёрами, решали все вопросы, связанные со съёмками фильмов.
Подростки были поделены на две команды и было снято два очень разных фильма. При написании сценариев для фильмов важно было учесть мнение каждого участка. Как это можно было сделать?
Для этого Александр Зорьевич разделил каждую команду на четыре подкоманды, и каждая мини-команда написала свой вариант начала, кульминации и финала истории, затем путем голосования подростки выбрали лучшие начало, лучшую кульминацию и лучший финал истории. По словам спикера, в данной работе самое главное было очень мягко объяснить участникам творческого процесса – почему же большинство участников проголосовало именно за финал соседа, а не за финал истории, предложенный тобой. В итоге работы двух команд получилось два очень разноплановых, интересных фильма.
Ещё один принцип включения подростков с инвалидностью в творческую деятельность – это, как говорил классик, «Ни дня без строчки«. То есть, занимаясь творчеством, нужно делать это каждый день. Каждый день рисовать, сочинять музыку, писать стихи.
Александр Зорьевич рассказал, что однажды они договорились с подростком с инвалидностью о том, что мальчик будет каждый день присылать Александру Зорьевичу одно новое четверостишие. Так продолжалось два года. На протяжении этого времени, благодаря практически каждодневному написанию четверостиший, подросток очень вырос в поэтическом мастерстве, и стало понятно, что данная форма работы с ним уже не нужна, поскольку уровень его поэтического мастерства стал очень высоким.
И конечно же, по словам Александра Зорьевича Боковикова, самое главное для раскрытия творческого потенциала подростков с инвалидностью – это огромное желание заниматься творчеством и вера в себя.
Александр Боковиков, продюсер, режиссёр, актёр, преподаватель, поэт:
«Я не в первый раз принимаю участие в мероприятиях, которые организует «Перспектива». И каждый раз это важный разговор, и каждый раз интересная беседа! Очень ощущается «дыхание» аудитории. А самое главное, всегда есть некие последствия, которые кому-нибудь, да помогли понять и разобраться в тех вопросах, о которых шла речь. И это классно! Уверен, что так было и на данном вебинаре».
Татьяна Чистякова, специалист по развитию лидерских качеств у подростков и молодёжи с инвалидностью (РООИ «Перспектива»):
«Вебинар был актуален для родителей подростков, которые занимаются творчеством. На вебинаре Александр Зорьевич очень подробно рассказывал о том, как важна поддержка близких людей для реализации идей подростка, и как создать благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала человека.
Также вебинар полезен для педагогов, руководителей кружков и специалистов, работающих в области раскрытия творческого потенциала подростков с инвалидностью, поскольку спикер рассказывает об особенностях методик, которые применяются в работе с подростками с инвалидностью и о том, как для подростков с инвалидностью значим процесс сотворчества.
Спасибо за очень полезный вебинар».
Общее количество слушателей вебинара 16 февраля 2023:
57 человек (с 48 электронных адресов) из 32 городов, посёлков и станиц (27 регионов России; Казахстан и Киргизстан).
Из отзывов слушателей вебинара«Раскрытие и развитие творческих навыков у подростков с инвалидностью: можно ли научить творчеству»:
Полина Балакирева (г. Пушкино, Московская обл.):
«Спасибо, до свидания, очень интересный и познавательный вебинар! Удачи всем!»
Ольга Нистратова (г. Москва):
«Спасибо за ваш труд! Успеха в вашем творчестве!»
Видеозапись вебинара 16.02.2023
(синхронный перевод на русский жестовый язык – Наталья Белова):
Вебинар прошёл в рамках проектов РООИ «Перспектива»:
- «Дети, подростки и молодёжь с инвалидностью: от уверенности в настоящем к успеху в будущем»
(Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь»)
- «Дети и подростки с инвалидностью: к жизни в инклюзии»
(Фонд президентских грантов)