Что такое «универсальный дизайн»?
Универсальный дизайн – это дизайн продуктов и объектов, которые могут в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости специальной адаптации или специального дизайна.
Основные принципы универсального дизайна были сформулированы в 1990-х годах в университете Северной Каролины (США):
1. Равенство в использовании
Дизайн должен быть предназначен для использования людьми с разными физическими возможностями.
- Обеспечьте равные условия использования продукта для всех потребителей, всегда, когда это возможно, если невозможно создайте эквивалент.
- Избегайте выделения какой-либо группы пользователей или навешивания ярлыков.
- Неприкосновенность личной жизни, безопасность и надежность должны быть доступны всем пользователям.
- Делайте дизайн привлекательным для всех потребителей.
2. Гибкость в использовании
Дизайн должен соответствовать множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей.
- Обеспечьте пользователю выбор способа использования продукта.
- Учитывайте особенности правшей и левшей при использовании.
- Помогите пользователю правильно и аккуратно использовать продукт.
- Обеспечьте адаптируемость под темп пользователя.
3. Простой и интуитивно понятный дизайн
Как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.
- Устраните ненужную сложность.
- Согласуйте дизайн с пользовательскими ожиданиями и интуицией.
- Учитывайте различные уровни грамотности и языковых знаний.
- Располагайте информацию с учетом её важности.
- Обеспечьте эффективные подсказки и ответную реакцию во время и после выполнения задачи.
4. Легко воспринимаемая информация
Дизайн должен эффективно сообщать пользователю необходимую информацию, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя.
- Используйте различные способы (визуальные, вербальные, осязательные) для многократного представления важной информации.
- Отделяйте главную информацию от второстепенной.
- Самая важная информация должна быть представлена максимально понятно.
- Отделяйте элементы так, чтобы их можно было легко описать (облегчите процесс понимания инструкций и указаний).
- Обеспечьте совместимость с различными технологиями и средствами, которые используют люди с ограниченными возможностями.
5. Допустимость ошибки
Дизайн должен свести к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий.
- Организуйте элементы так, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки: часто используемые элементы должны быть самыми доступными; опасные элементы нужно изолировать, устранить или обезопасить.
- Обеспечьте наличие предупреждений об опасностях или ошибках.
- Обеспечьте отсутствие опасных последствий при выходе из строя.
- Препятствуйте совершению неосознанных действий при выполнении важных задач.
6. Низкое физическое усилие
Потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться дизайном, прилагая минимум усилий.
- Сделайте так, чтобы пользователь мог оставаться в удобном для него положении.
- Используйте разумные значения для усилий.
- Минимизируйте повторяющиеся действия.
- Сведите к минимуму необходимость применения продолжительного физического усилия со стороны пользователя.
7. Размер и пространство для доступа и использования
Соответствующий размер и пространство должны быть обеспечены для удобного подхода, доступа, манипуляции и использования продукта любым пользователем, не зависимо от его роста, фигуры или подвижности.
- Обеспечьте видимость важных элементов для любого сидячего или стоячего пользователя.
- Обеспечьте легкий доступ ко всем важным элементам для любого сидячего или стоячего пользователя.
- Предусмотрите различные варианты размеров руки и силы сжатия.
- Обеспечьте достаточно места для использования вспомогательных средств или личного помощника.