Через ОНФ к нам обратился А. – человек с первой группы инвалидности, который имеет нарушения стато-динамических функций и относится к маломобильной группе населения (передвигается с помощью кресла-коляски).
А. в январе 2017 года хотел попасть на смотровую площадку Останкинской телебашни, планировал заказать экскурсию через интернет, но на его запрос ему ответили, что людям с инвалидностью, передвигающимся на кресле-коляске, вход запрещен, и причины отказа не объяснили.
И действительно, на сайте в правилах посещения Останкинской башни указано, что в связи с возможными трудностями эвакуации с телебашни при чрезвычайных ситуациях и необходимостью длительного пребывания посетителей в индивидуальных средствах защиты, к посещению смотровой площадки не допускаются:
- граждане в возрасте младше 7 лет;
- женщины с явными признаками беременности;
- лица с явными признаками алкогольного или наркотического опьянения;
- инвалиды на протезах;
- инвалиды с недостатками зрения, пользующиеся белой тростью;
- граждане с явными признаками психических отклонений;
- инвалиды, использующие при движении дополнительные опоры (костыли, палки);
- инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках.
Эти правила, по нашему мнению, нарушают положения Конвенции ООН о правах инвалидов, а также российское законодательство, регулирующее вопросы обеспечения доступной среды для людей с инвалидностью. В частности, положения ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые устанавливают, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.
Юристы РООИ «Перспектива» подготовили обращение в Филиал федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», «Московский региональный центр», с целью разъяснения установленных ограничений со ссылкой на нормативно-правовые акты. Полученные ответы в последующем могут быть обжалованы в прокуратуре.
Нужно отметить, что еще в 2012 году, до ратификации Конвенции, РООИ «Перспектива» уже обращалась в «Московский региональный центр» с предложением пересмотреть правила посещения телебашни с учетом перспективы ратификации Конвенции Россией. Тогда нами был получен ответ, в котором нам пообещали предпринять определенные шаги в этом направлении в будущем. Прошло уже пять лет с тех пор. За это время не только ратифицирована Конвенция, но, как указано выше, внесено множество изменений в законодательство РФ по вопросу доступности. Однако ситуация не изменилась