В Нижнем Новгороде органы социальной защиты предложили родителям, получавшим до весны 2017 года компенсацию 50% страховой премии по ОСАГО, переоформить автомобили на детей.
Родители вслед за этим обратились в прокуратуру и получили отказ со следующей мотивировкой: «Прокуратурой города рассмотрено Ваше обращение по вопросу нарушения прав ребенка-инвалида.Проверкой установлено, что 21.12.2015 Вы обратились в Управление социальной защиты населения Приокского района Нижнего Новгорода с заявлением на получение компенсации по уплаченной сумме страхового взноса по ОСАГО за 2015 год на приобретение автомобиля для ребенка-инвалида.31.03.2016 Управлением социальной защиты населения Приокского района Нижнего Новгорода Вам дан ответ, согласно которому предоставить Вам денежную компенсацию по договору ОСАГО не представляется возможным, в связи с тем, что ребенок-инвалид не является собственником транспортного средства.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту — Федерального закона №40-ФЗ) инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.
Указанная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями. Таким образом, ответ Управления социальной защиты населения Приокского района Нижнего Новгорода от 31.03.2016 дан Вам в соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона №40-ФЗ».
Между тем, в соответствии с п. 5 Правил предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии предусматриваются в соответствии с договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Эти нормы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2005 №528. А правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако в последнее время участились случаи произвольного толкования норм федерального законодательства чиновниками в регионах. Так, недавно родителям людей с инвалидностью первой группы в Москве пришлось даже писать петицию Президенту. Дело касалось выплат компенсаций по уходу. Эта выплата полагалась именно родителям и опекунам или иным лицам, осуществляющие уход. Но, согласно Постановлению правительства, она перечислялась на пенсионный счет самого человека с инвалидностью. Проблемы возникли, прежде всего, в случаях, если ЛсИ было лишены дееспособности, потому как органы опеки формально имели право контролировать расходы со счета, принадлежащего недееспособностью. Проблема в Нижнем Новгороде аналогичная – очередная инициатива по наведению формального «порядка».
«Возможно, кто-то из родителей решит обратиться в суд с заявлениями об оспаривании отказа в выплате. В таких случаях есть возможность опираться на то, что слова «имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями» в ФЗ-40 не содержат прямого указания на необходимость наличия права собственности. Иметь транспортное средство можно и на другом законном основании. Например, согласно Семейному кодексу РФ (п. 4 ст. 60) Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Никакой формы согласия обязательной законом не установлено.
Подтверждением такого согласия могут служить, например, указание на совместное проживание детей и родителей, общность имущества супругов (отсутствие брачных договоров, соглашений о разделе имущества), наличие указания в ИПРА ребенка о нуждаемости в транспортном средстве и указания на ограничение соответствующих категорий жизнедеятельности, а также документы, подтверждающие использование автомобиля именно в целях компенсации ограничений в передвижении и других категорий жизнедеятельности (поездки на реабилитацию и т.п.). В то же время толкование этой нормы письмом Минтрусоцзащиты не является нормативно-правовым актом. Нормативные акты не могут быть оформлены в виде писем. Соответственно, письмо не опубликовано, поэтому на него нельзя ссылаться при разрешении споров в суде», – считает юрист Нижегородской общественной организации «Инватур» Дмитрий Балыкин.
Удивительно, что даже районная прокуратура не смогла разобраться в вопросе семьи из Нижнего Новгорода, и, скорее всего, родителям детей с инвалидностью действительно придется решать эту проблему в суде.