МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 27 июля 2005 г. N 82-од
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
С целью создания условий для реализации гарантированных прав граждан на получение доступного образования, в соответствии со ст. 5, 50, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании», Законом Самарской области от 02.11.2004 N 140-ГД «Об утверждении областной целевой программы «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 — 2008 годы» приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области.
2. Порядок организации интегрированного образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области, утвержденный приказом департамента науки и образования Администрации области от 09.07.2002 N 236-од, и Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях Самарской области, утвержденное приказом Главного управления образования Администрации Самарской области от 02.08.1999 N 216, считать утратившими силу.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
Министр образования и науки Самарской области
В.Ф.ПУТЬКО
Утверждено
Приказом
министерства образования и науки
Самарской области
от 27 июля 2005 г. N 82-од
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано с целью обеспечения гарантированных прав граждан на получение общего образования, выбор образовательного учреждения и формы обучения, в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, другими международными актами в области защиты прав детей, на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
1.2. Образование детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях осуществляется в следующих формах: специальном (коррекционном) классе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (далее — специальный класс) и интегрированно (далее — интегрированный класс).
1.3. Интегрированный класс — форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению.
1.4. Специальный класс — форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии объединены в отдельный класс общеобразовательного учреждения. В специальном классе реализуются общеобразовательные программы (основные и дополнительные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии соответствующего вида. Специальные классы открываются преимущественно для детей с выраженными или осложненными нарушениями или как начальный этап для последующего перевода детей в интегрированный класс в случаях, если дети не получали необходимую коррекционную помощь на более ранних ступенях образования. В последнем случае дети переводятся в интегрированный класс сразу по мере готовности.
2. Организация образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях
2.1. Цель образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях — усвоение детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции отклонений в развитии, социальной адаптации, психологического развития обучающихся, воспитанников в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.
2.2. Задачи образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях:
— освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;
— коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;
— формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями;
— успешная социализация обучающихся, воспитанников.
2.3. Образование для детей с отклонениями в развитии организуется в соответствии с общепринятой типологией видов нарушений:
— для неслышащих детей (I вид);
— для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид);
— для незрячих детей (III вид);
— для слабовидящих детей (IV вид);
— для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вид);
— для детей с нарушениями опорно-двигательного развития (VI вид);
— для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (VII вид);
— для умственно отсталых детей (VIII вид).
2.4. Образовательное учреждение, в котором обучаются дети с отклонениями в развитии, организует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (далее — Консилиум). Деятельность Консилиума регламентируется локальным актом образовательного учреждения, разрабатываемым в соответствии с инструктивным письмом Минобразования России от 07.03.2000 N 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПМПК)».
2.5. Специфика деятельности образовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с отклонениями в развитии, отражается в уставных документах и локальных актах учреждения (уставе, лицензии, должностных инструкциях персонала, приказах руководителя и т.д.).
2.6. Прием детей с отклонениями в развитии в общеобразовательное учреждение, в котором организованы интегрированные классы и (или) специальные классы, осуществляется на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), содержащего рекомендации по выбору образовательной программы. Решение об оптимальной форме организации образовательного процесса ребенка с отклонениями в развитии при поступлении ребенка в образовательное учреждение, переходе на новую ступень обучения и в течение всего периода обучения принимает Консилиум на основании данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования с учетом рекомендаций ПМПК. Решение Консилиума оформляется соответствующим протоколом Консилиума. Зачисление (перевод) ребенка с отклонениями в развитии в специальные классы и в интегрированные классы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.
2.7. Интегрированные классы могут быть организованы на ступени начального общего, основного общего образования.
2.8. Специальные классы открываются преимущественно на ступени начального общего образования и могут функционировать до получения детьми основного общего образования (освоения программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).
2.9. Специальные классы V вида, VII вида функционируют на ступени начального общего образования в целях эффективности работы по коррекции речевых нарушений и нарушений психического развития. На ступени основного общего образования целесообразно обучение детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с ЗПР в условиях интегрированного класса. Функционирование специальных классов V вида, VII вида на ступени основного общего образования допустимо в следующих случаях:
— когда на более ранних этапах возрастного развития, обучения коррекционная помощь детям не оказывалась;
— когда ребенок обучался в специальном классе менее 2 учебных лет;
— когда в силу сложности нарушения, наличия отклонений эмоционально-волевой сферы, поведенческих и психологических проблем пребывание ребенка в условиях интегрированного класса оказывает негативное влияние на эффективность освоения общеобразовательных программ остальными учащимися класса.
Для обучающихся специальных классов V вида, VII вида обследование на ПМПК и Консилиуме при переходе на ступень основного общего образования для выбора образовательной программы и решения вопроса о переводе в интегрированный класс обязательно.
2.10. Для обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид), не имеющих вторичных и сопутствующих нарушений (задержки психического развития, умственной отсталости, выраженных нарушений слуха, зрения, поведенческих нарушений), интегрированный класс является приоритетной формой организации образовательного процесса на всех ступенях общего образования.
2.11. Количество детей с отклонениями в развитии в интегрированном классе не должно превышать 4 человек. Наполняемость специальных классов регулируется Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. При комплектовании интегрированных классов необходимо по возможности объединять в одном классе детей с отклонениями в развитии, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же общеобразовательной программе. В случае необходимости в специальные и интегрированные классы могут зачисляться дети с различными видами нарушений.
2.12. Образование в специальном и интегрированном классе осуществляется по индивидуально ориентированным учебным планам и программам, разрабатываемым совместно педагогами класса и членами Консилиума на основании общеобразовательных программ, рекомендованных ПМПК, и данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования.
2.13. Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения общеобразовательных программ для детей с отклонениями в развитии организуются фронтальные и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей и предметной направленности. Такие занятия включаются в сетку занятий и проводятся специалистами образовательного учреждения или привлеченными специалистами в соответствии с видом нарушенного развития ребенка (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом, сурдопедагогом и т.д.).
3. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение образования
3.1. При наличии социального заказа на образование детей с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе руководители государственных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений создают условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса, в соответствии с требованиями действующего законодательства, данного Положения. Образование организуется преимущественно по месту жительства ребенка или в ближайшем образовательном учреждении, располагающем на момент обращения необходимыми условиями, до создания таких условий в общеобразовательном учреждении.
3.2. Образовательный процесс в интегрированных и специальных классах осуществляют педагоги, имеющие дефектологическое образование или прошедшие соответствующую курсовую подготовку (переподготовку); коррекционную направленность учебно-воспитательной работы обеспечивают специалисты в области коррекционной педагогики (учитель-логопед, учитель-дефектолог, сурдопедагог и т.д.) в соответствии с видом нарушения ребенка, педагог-психолог. Количество ставок педагогов — специалистов в области коррекционной педагогики определяется из расчета 1 час в неделю на каждого ребенка с отклонениями в развитии.
3.3. Педагоги интегрированного и специального класса, имеющие дефектологическое образование или прошедшие повышение квалификации по данному направлению, получают надбавку к заработной плате в размере 20% в расчете на одного ребенка с отклонениями в развитии согласно Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. N 94 с изменениями, внесенными на основании письма Минпроса СССР от 2 марта 1987 г. N 35 и Письма Гособразования СССР от 8 июня 1990 г. N 400. Надбавка начисляется за часы работы в специальном, интегрированном классе в соответствии с учебным планом.
3.4. Образование детей с отклонениями в развитии осуществляется при наличии соответствующего программно-методического обеспечения (учебно-методических комплексов, наглядных пособий, коррекционно-диагностического инструментария, дидактического материала и т.д.).
3.5. Расписание занятий в интегрированных и специальных классах составляется с учетом необходимости проведения дополнительных коррекционно-развивающих и предметных занятий, а также повышенной утомляемости детей с отклонениями в развитии. Расписание занятий в специальных классах должно также максимально обеспечивать совместную деятельность обучающихся, воспитанников специального класса с другими учащимися школы в урочное и внеурочное время.
3.6. При отсутствии в образовательном учреждении необходимых специалистов, оборудования для оказания специализированной помощи такая помощь может быть организована силами специалистов и с привлечением ресурсов территориальных агентств специального образования (ТАСО) на базе данного общеобразовательного учреждения или в другом образовательном учреждении данной территории, располагающем необходимыми ресурсами, в удобное для детей с отклонениями в развитии время.
3.7. Деятельность образовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с отклонениями в развитии, финансируется учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними по нормативам, обеспечивающим соблюдение необходимых условий.