Приказ Администрации Самарской области от 23 декабря 1998 г. №10/401 «О порядке освидетельствования детей психолого-медико-педагогическими комиссиями»

С целью реализации права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на получение адекватного образования и воспитания, а также обеспечения неразрывности функционирования и преемственности в деятельности учреждений, занимающихся вопросами образования и реабилитации детей, руководствуясь Законами Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 года, «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.92 года, «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12.07.95 года, Законом Самарской области «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области» от 02.04.98 г. N 2-ГД, приказываем:
1. Утвердить Порядок освидетельствования детей психолого-медико-педагогическими комиссиями (приложение 1).
2. Руководителям муниципальных органов управления образованием, здравоохранением, муниципальных служб Комитета по вопросам семьи, материнства и детства:
2.1. Обеспечить проведение психолого-медико-педагогического освидетельствования детей до 18 лет, выдачу психолого-медико-педагогическими комиссиями экспертного заключения об определении у ребенка специальных образовательных потребностей и адекватных условий обучения и воспитания в соответствии с настоящим Порядком освидетельствования детей психолого-медико-педагогическими комиссиями.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела реабилитационной службы и дошкольных учреждений Главного управления образования Администрации области Самыкина Н. В., заместителя начальника управления здравоохранения Администрации области Иванову Г.Л., заместителя председателя Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области Вознюка А.М.

Начальник Главного управления образования
Администрации Самарской области
Е.Я.КОГАН

Начальник Главного управления здравоохранения
Администрации Самарской области
Р.А.ГАЛКИН

Председатель Комитета по вопросам семьи,
материнства и детства
Г.И.ГУСАРОВА

Приложение 1
к приказу
Главного управления здравоохранения
Администрации Самарской области
от 23 декабря 1998 г. N 10/401

О ПОРЯДКЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КОМИССИЯМИ

Общие положения

1. Порядок освидетельствования ребенка психолого-медико-педагогическими комиссиями (в дальнейшем — Комиссия) регламентирует: деятельность действующих Комиссий и их взаимоотношения с учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, Комитета по вопросам семьи, материнства и детства в части проведения психолого-медико-педагогической экспертизы (экспертного освидетельствования) детей в возрасте до 18 лет, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
2. Психолого-медико-педагогические комиссии образуются в структуре центров психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции развития детей или при муниципальных органах управления образованием.
3. Психолого-медико-педагогическая экспертиза детей проводится бесплатно психолого-медико-педагогическими комиссиями.
4. В состав Комиссии входят ее председатель и не менее 4 специалистов (врач-психиатр, врач-невролог, психолог, логопед, дефектолог) в зависимости от возраста обследуемого и потребности в психолого-медико-педагогической экспертизе.
5. Персональный состав, порядок работы и лицо, ответственное за деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, утверждаются:
— Областной Комиссии — приказом председателя Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации Самарской области;
— Комиссии, образованной в структуре региональных психолого-медико-педагогических центров диагностики, коррекции развития детей дошкольного и школьного возрастов — приказом учредителя (учредителей) по согласованию с директором Областного психолого-медико-педагогического центра диагностики коррекции развития детей дошкольного и школьного возрастов;
— Комиссий, образованных при муниципальных органах, — совместными приказами муниципальных органов здравоохранения и образования.
При необходимости к работе в составе Комиссии могут привлекаться лица из числа научных работников и ведущих специалистов медицинских и образовательных учреждений, учреждений социальной защиты населения, муниципальных служб, по согласованию с руководителями этих учреждений.
6. Комиссия осуществляет:
— организацию психолого-медико-педагогического освидетельствования детей и подростков;
— первичное, повторное и периодическое психолого-медико-педагогическое освидетельствование;
— подготовку и выдачу экспертного заключения по уровню психического и/или физического, речевого развития, эмоционально-волевой сферы ребенка;
— определение возможности обучения и зону его ближайшего развития;
— определение вида образовательного учреждения, программы обучения (общеобразовательная, коррекционная), формы обучения (индивидуальная, индивидуально-групповая) и направление коррекционной работы;
7. Комиссия имеет право:
— запрашивать информацию согласно перечню документов, необходимых для освидетельствования психолого-медико-педагогической комиссией;
— давать заключение, описывающее психолого-медико-педагогическое состояние ребенка, с учетом выявленных особенностей ребенка;
— направлять детей в учреждения образования, здравоохранения с целью дополнительного обследования в случаях, требующих применения сложных видов психолого-медико-педагогической диагностики, специальных методов обследования.
8. Родители (законные представители) имеют право:
— присутствовать при освидетельствовании ребенка на психолого — медико — педагогической комиссии;
— ставить вопрос о переосвидетельствовании, повторном или периодическом освидетельствовании ребенка независимо от срока, прошедшего со времени предыдущего освидетельствования. Переосвидетельствование осуществляется одной из Комиссий по выбору родителей (законных представителей);
— участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ для ребенка.

Цели и задачи психолого-медико-педагогического
освидетельствования

1. Основной целью Комиссии при производстве экспертизы является обеспечение ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, медицинского обслуживания, восстановления здоровья и подготовки к трудовой деятельности, способствующих наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности.
Экспертное освидетельствование проводится в интересах ребенка и во имя реализации его права на полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих его достоинство, способствующих его уверенности в себе и облегчающих его активное участие в жизни общества.
2. Задачи проведения психолого-медико-педагогического освидетельствования:
— диагностика уровня психического и/или физического развития, речевого развития и отклонений в поведении детей;
— определение специальных образовательных потребностей у детей с различными отклонениями в психическом, физическом, интеллектуальном, личностном развитии, а также у детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ, с целью последующей организации образовательной деятельности по общеобразовательным, коррекционным программам и программам начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
— определение типа учреждения (образования, здравоохранения, социальной защиты населения), в котором будет производиться реализация разработанных индивидуальных рекомендаций лечебно-оздоровительных, реабилитационных мероприятий и обучения;
— разработка индивидуальных рекомендаций по организации коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка с учетом его психического и физического состояния;
— разработка индивидуальных рекомендаций по проведению реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе и разностороннего развития ребенка.

Порядок направления детей на
психолого-медико-педагогическую экспертизу

1. Направление детей и подростков на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по инициативе муниципальных органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, муниципальных служб семьи, материнства и детства с согласия родителей (законных представителей), а также по инициативе родителей (законных представителей).
2. Психолого-медико-педагогическое освидетельствование детей и подростков производится в обязательном порядке при:
— усыновлении детей, передаче детей на воспитание, под опеку, в приемные семьи;
— комплектовании специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонением в развитии;
— направлении детей и подростков в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии;
— переводе ребенка из специального (коррекционного) образовательного учреждения в общеобразовательное учреждение;
— переводе ребенка из специального (коррекционного) образовательного учреждения в специальное (коррекционное) образовательное учреждение другого вида;
— переводе воспитанника специального (коррекционного) образовательного учреждения в класс для детей со сложным дефектом данного учреждения;
— переводе ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, из одного учреждения в другое независимо от ведомственной подчиненности.
Письменное согласие родителей (законных представителей) ребенка на проведение соответствующего освидетельствования является необходимым условием для его направления на экспертизу.
3. Организация, направляющая ребенка на освидетельствование, представляет на Комиссию следующие документы:
— учреждением здравоохранения представляется подробная выписка из истории развития ребенка, подписанная главным врачом детской поликлиники, в которой содержатся заключения:
педиатра (общее состояние ребенка);
психиатра (обоснованный медицинский диагноз);
невропатолога;
оториноларинголога (характеристика состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикулярной речи, данные о восприятии ребенком разговорной и шепотной речи, данные аудиограммы);
врача-ортопеда (для детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата);
офтальмолога (характеристика органа зрения, развернутый диагноз);
— учреждением социальной защиты населения представляются:
выписка из пенсионного дела о назначенной пенсии;
заключение о признании ребенка инвалидом с детства;
— учреждением образования представляются:
педагогическая характеристика (данные о ребенке и продолжительности его обучения в дошкольном учреждении, школе, анализ успеваемости и поведения, индивидуальная помощь, коррекционные мероприятия, лечение и др.), подписанная директором учреждения;
письменные работы — для школьников, результаты продуктивной деятельности — для дошкольников.
Учреждения здравоохранения, образования и органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений в предоставляемых документах.
Родители (законные представители), самостоятельно обратившиеся в Комиссию по поводу проведения психолого-медико-педагогической экспертизы, представляют свидетельство о рождении ребенка и вышеперечисленные документы.

Порядок проведения психолого-медико-педагогической
экспертизы

1. Освидетельствование ребенка производится Комиссией в соответствующем учреждении (центр диагностики коррекции развития детей дошкольного и школьного возрастов, центр психологической службы, специальное образовательное учреждение, общеобразовательное учреждение, медико-социально-реабилитационный центр, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, учреждение здравоохранения, центр социально-психологической помощи «Семья» и другие).
Если ребенок по состоянию здоровья не может явиться в учреждение, где проводится освидетельствование, но имеет основания для психолого-медико-педагогической экспертизы, Комиссия вправе провести освидетельствование по месту фактического нахождения ребенка (на дому, в стационаре и пр.).
2. Члены Комиссии рассматривают представленные сведения (клинические, функциональные, психологические, педагогические, социально — бытовые и другие данные), проводят личное обследование ребенка, определяют уровень психического и/или физического, речевого развития, отклонения в поведении детей, определяют направление коррекционного, психолого-медико-педагогического воздействия, коллегиально обсуждают полученные результаты и составляют комплексное диагностическое заключение в соответствии с классификациями, критериями и инструкциями, утвержденными Министерством здравоохранения и медицинской промышленности, Министерством образования и Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а также определяют зону ближайшего развития ребенка.
Результаты обследования ребенка обсуждаются с его родителями (законными представителями).
3. Комиссия дает экспертное заключение об определении у ребенка специальных образовательных потребностей и адекватных условий обучения и воспитания, оптимальной для ребенка программы и вида обучения с учетом зоны ближайшего развития.
Заключение Комиссии, образованной в структуре центра диагностики коррекции развития детей дошкольного и школьного возрастов, утверждается руководителем центра, заверяется гербовой печатью и выдается на руки родителям (законным представителям) ребенка.
Заключение Комиссии, образованной при муниципальных органах управления образования, заверяется председателем Комиссии, утвержденным совместным приказом муниципальных органов образования и здравоохранения. Срок, в течение которого заключение действительно определяется Комиссией, в каждом случае индивидуален.
4. Заключение Комиссии является основанием для направления ребенка в специальное образовательное учреждение, организации индивидуального (индивидуально-группового) обучения по социально-педагогическим показаниям или интегрированного обучения.
Направление детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения I и II видов (неслышащих и слабовидящих детей), III и IV видов (незрячих и слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопией), V вида (детей с тяжелой речевой патологией), VI вида (детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) проводится Комиссией в структуре центров диагностики коррекции развития детей дошкольного и школьного возрастов.
Направление детей в стационарные учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения (пансионаты) осуществляется Областной комиссией в структуре Областного психолого-медико-педагогического центра диагностики коррекции развития детей дошкольного и школьного возрастов.
Направление детей во все виды коррекционно-образовательных учреждений осуществляется только с согласия родителей (законных представителей).
5. При необходимости проводится повторное психолого — медико — педагогическое обследование ребенка (с согласия родителей (законных представителей) независимо от срока первичного освидетельствования. В обязательном порядке повторное освидетельствование проводится при наличии у ребенка сложного умственного и физического дефекта и окончании диагностического срока обучения, а также в других случаях.
6. Периодическое освидетельствование ребенка проводится (с согласия родителей (законных представителей) при:
— наличии социально-педагогических показаний;
— в период обучения ребенка по коррекционной программе и в других случаях;
— переводе ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей из одного учреждения в другое (дом ребенка — детский дом — общеобразовательная школа — интернат или специальная коррекционная школа — интернат).
7. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые оформляются на усыновление, под опеку, в приемную семью, психолого-медико-педагогическая комиссия дает экспертное заключение по уровню психического, физического и речевого развития. Медицинское освидетельствование проводится экспертными медицинскими комиссиями органов здравоохранения в соответствии с Приказом Минздрава Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от 25.12.95 г. N 369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью».
8. При выявлении текущего или прогрессирующего патологического процесса предусматривается направление ребенка в специализированное лечебно-профилактическое учреждение (детское отделение Областной психиатрической больницы, детское неврологическое, оториноларингологическое, офтальмологическое отделения) для углубленного обследования с целью уточнения диагноза и проведения лечения.
9. В случаях, требующих применения сложных видов психолого-медико-педагогической диагностики, специальных методов обследования, а также получения дополнительных сведений, предусматривается направление ребенка в диагностико-коррекционную группу центров диагностики коррекции развития детей дошкольного и школьного возрастов.

Яндекс.Метрика