Восемь лет назад в четвертую школу поступила особая ученица. Обычная девочка, такая же как и все… От других ее отличал лишь список диагнозов в ее медицинской книжке. Из-за «букета» заболеваний, с которыми девочке суждено было родиться, она была ограничена в движениях и требовала особого обращения
Годы обучения в начальной школе пролетели незаметно. Инна Васина с первых дней показывала отличные результаты в учебе, зарекомендовав себя очень прилежной и ответственной ученицей. Особых проблем с передвижением по школе не было, так как младшие школьники обучаются в одном кабинете, а физкультуру Инна не посещала. Из дома и домой ребенка сопровождала мама. Проблемы возникли на пороге 5 класса, когда предстояло перемещение по разным этажам, из кабинета в кабинет. По личной просьбе мамы Инны, с согласия других родителей руководство школы приняло нестандартное решение, и новоиспеченные пятиклашки стали обучаться в одном кабинете, расположенном на втором этаже. В основном учителя-предметники сами приходили сюда, лишь на некоторые уроки класс переходил в другие кабинеты, тут же, на втором этаже. Позже, с появлением в учебной программе нового предмета — химии, возникла необходимость подниматься на третий этаж. Так продолжалось до конца восьмого класса. В течение четырех лет Инне с помощью мамы приходилось преодолевать препятствия в виде лестниц и пути от кабинета к кабинету, пока состояние здоровья девочки это позволяло. Однако болезнь мышц прогрессировала, и с каждым месяцем ходить Инне становилось все тяжелее; возникла необходимость использовать специальные ортопедические приспособления на ноги — туторы. С этого учебного года классу, где учится девочка, предстояло передвигаться по школе как и всем остальным. В состоянии Инны это невозможно. Выход был, но он звучал как приговор — домашнее обучение. Ни девочка, ни ее родители не хотели переходить на домашнее обучение, «заковывать» подростка в четырех стенах и лишать общения со сверстниками.
С 2011 года вместе с Мариной Сысоевой, тогда еще председателем городской организации родителей, имеющих детей-инвалидов, и инвалидов с детства «Радуга», родители Инны стали думать, как найти выход из этой ситуации. Все городские школы были построены по советским проектам и не приспособлены для школьников с инвалидностью. Да, в четвертой школе, где обучается Инна, был сооружен пандус на центральной лестнице и оборудован отдельный вход с дверями, распахивающимися в обе стороны. Однако в самой школе по-прежнему не было условий для передвижения такого ребенка как Инна. Руководство школы также было в замешательстве. Что делать? Строить лифт или оборудовать стационарный лестничный подъемник очень дорого и не представлялось возможным. Через множество споров, бесед и поисков вариантов пришлось пройти Васиным. Для доставки Инны в школу и из школы в прошлом году через фонд социального страхования Васины приобрели коляску с электроприводом. Но как подниматься на коляске по лестницам, непонятно.
Казалось бы — ситуация безвыходная, однако, несмотря ни на что, поиски этого самого выхода продолжались. Мама Инны долго искала оборудование для преодоления лестничных маршей инвалидами-колясочниками и с руководством школы обсуждала возможность применить тот или иной вариант в своем учреждении. Помогли Интернет и советы людей. Выяснилось, что уже давно во всем мире для подобных целей применяются гусеничные лестничные устройства, позволяющие без усилий поднять по ступеням коляску с человеком. Управление осуществляется одним сопровождающим лицом. Руководство школы одобрило такой вариант и по согласованию с отделом образования администрации Мирного внесло приобретение гусеничного устройства в муниципальную программу «Развитие культуры, спорта, молодежной политики и дополнительной социальной поддержки граждан в муниципальном образовании Мирный на 2014-16 гг.» в подпрограмму «Доступная среда».
Летом подъемник доставили в Мирный, но оказалось, что имеющаяся у Васиных коляска к нему не подходит. И тогда на средства местного бюджета была приобретена другая коляска, на которой теперь Инна передвигается по школе. Приехавший представитель завода-производителя обучил маму Инны эксплуатировать подъемник.
Эту историю рассказала мама Инны, Светлана Васина. Пользуясь случаем, она выражает благодарность директору школы № 4 Елене Бычковой и сотрудникам отдела образования за содействие в решение их насущной проблемы, всем учителям за понимание, а техническому персоналу школы за помощь при эксплуатации подъемника. Инна с удовольствием посещает школу, восьмой класс окончила на одни «пятерки» и сейчас старается быть отличницей. Какую профессию выбрать, она еще не решила, пока только определяется. Главная ее задача на ближайший учебный год, как и у всех девятиклассников, — сдача государственной итоговой аттестации, к которой Инна готовится вместе со своими одноклассниками в равных условиях.