Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы — Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. N 3 (с изменениями от 21 ноября 2007 г.)

Настоящий Закон в совокупности с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать обеспечению свободы передвижения инвалидов и иных маломобильных граждан, созданию для них равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Закон регулирует отношения, связанные с созданием для инвалидов и иных маломобильных граждан условий для беспрепятственного передвижения, доступа, пользования объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы; определяет тенденции к интеграции инвалидов в общество, устранению дискриминационного воздействия архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы инвалидов и иных маломобильных граждан.

Закон определяет общие требования по приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним инвалидов и иных маломобильных граждан в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 

Статья 1. Основные понятия

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

  • маломобильные граждане – инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак – проводников;
  • социальная, транспортная и инженерная инфраструктуры города Москвы – расположенный на территории города Москвы комплекс объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, а также сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования.
  • абзац утратил силу с 1 января 2016 года. – Закон г. Москвы от 16.12.2015 N 70.

Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы

Отношения, связанные с обеспечением условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы и предоставляемым в них услугам, регулируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием

К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и иных маломобильных граждан, относятся:

  • жилые здания;
  • административные здания и сооружения;
  • объекты культуры и культурно – зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);
  • здания образовательных, медицинских, научных организаций, организаций социальной защиты населения;
  • объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово – банковские учреждения;
  • гостиницы, отели, иные места временного размещения;
  • физкультурно – оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
  • объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;
  • станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;
  • почтово-телеграфные и другие здания и сооружения связи и информации;
  • производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
  • тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
  • объекты улично-дорожной сети города Москвы, непосредственно прилегающие к объектам, указанным в настоящей статье.

Статья 4. Перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы

Перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы (включая средства, обеспечивающие дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля) определяется соответствующими федеральными нормативно-техническими документами (сводами правил и национальными стандартами).

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья 5. Организация общедоступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы для инвалидов и иных маломобильных граждан

Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обеспечивают инвалидам и иным маломобильным гражданам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) общедоступность объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами города Москвы.

Планировка и застройка города Москвы, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, сооружений и их комплексов, средств связи и информации, планировка и обустройство транспортно-пересадочных узлов, а также закупка для государственных нужд города Москвы транспортных средств общего пользования без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и иных маломобильных граждан и использования их инвалидами и иными маломобильными гражданами не допускаются.

В состав основных видов и стадий разработки проектной документации на строительство новых объектов социальной инфраструктуры включается специальный раздел проекта, предусматривающий мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к указанным объектам, с пояснительной запиской.

Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования инвалидами и иными маломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции и ремонта, если планировка позволяет осуществить эти работы.

В случаях невозможности выполнения в полном объеме требований нормативно – технических документов по приспособлению для инвалидов и иных маломобильных граждан действующих объектов, собственниками (правообладателями) таких объектов по согласованию с органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (в сфере установленных полномочий) должны осуществляться все мероприятия, архитектурно возможные для исполнения.

Окончательное решение о невозможности выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидов без посторонней помощи к каждому конкретному объекту может быть вынесено только судом.

Органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (в сфере установленных полномочий), при необходимости, могут разрабатывать мероприятия или отдельные целевые программы по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к действующим объектам.

Финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы для инвалидов и иных маломобильных граждан, несут собственники (правообладатели) указанных объектов.

Финансовое обеспечение расходов органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (в сфере установленных полномочий), связанных с обеспечением условий инвалидам и иным маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, приспособлением транспортных средств общего пользования, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и иных маломобильных граждан и использования их инвалидами и иными маломобильными гражданами, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период и решениями органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве о бюджетах муниципальных образований.

(часть девятая введена Законом г. Москвы от 16.12.2015 N 70)

Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к расходным обязательствам города Москвы, осуществляются за счет иных источников, не запрещенных федеральным законодательством.

(часть десятая введена Законом г. Москвы от 16.12.2015 N 70)

Статья 6. Участие общественных объединений инвалидов в решении вопросов приспособления объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы для инвалидов и иных маломобильных граждан

Общественные объединения инвалидов имеют право на объективную, достоверную и полную информацию о степени доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы для пользования инвалидами и иными маломобильными гражданами и о всех мероприятиях, изменяющих степень доступности.

Общественные объединения и организации инвалидов вправе обращаться в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве с предложениями по улучшению доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы для пользования инвалидами и иными маломобильными гражданами.

Органы исполнительной власти города Москвы, организации независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов по их беспрепятственному передвижению и обеспечению доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы.

Часть четвертая утратила силу с 1 января 2016 года. – Закон г. Москвы от 16.12.2015 N 70.

Статья 7. Контроль (надзор) за обеспечением доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы

Контроль (надзор) за выполнением требований нормативных правовых актов, нормативов градостроительного проектирования в части создания условий для доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы и беспрепятственного их передвижения в городе Москве при разработке документации на всех стадиях проектирования, строительстве новых, реконструкции, капитальном ремонте и переоборудовании помещений, зданий, сооружений, благоустройстве территорий и улично-дорожной сети города Москвы осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на то федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, в пределах их компетенции.

Действия (бездействие) и решения указанных в части первой настоящей статьи должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих контроль (надзор), могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.

Статья 8. Ответственность за невыполнение требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы

За невыполнение требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы должностные и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

(в ред. Закона г. Москвы от 16.12.2015 N 70)

Часть вторая утратила силу с 1 января 2016 года. – Закон г. Москвы от 16.12.2015 N 70.

Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 «О законодательных актах города Москвы» со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8.

Статью 8 ввести в действие через 6 календарных месяцев после вступления в силу настоящего Закона.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
17 января 2001 года

Яндекс.Метрика