О социальной защите инвалидов – закон республики Молдова

Выдержки Nr.821-XII от 24.12.91

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИНВАЛИДОВ

Статья 21. Обеспечение инвалидам условий для получения образования и профессиональной подготовки

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Органы народного образования совместно с органами здравоохранения, труда и социальной защиты обязаны обеспечивать дошкольное и внешкольное воспитание детей-инвалидов, получение инвалидами общего среднего, среднего специального и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Учебные заведения совместно с представителями общественных организаций инвалидов могут устанавливать дополнительные льготные условия обучения инвалидов.

Статья 22. Дошкольное воспитание детей-инвалидов

В целях обеспечения наиболее благоприятных возможностей для воспитания детей-инвалидов дошкольного возраста и оказания им необходимой реабилитационной помощи в детских дошкольных учреждениях общего типа создаются условия для пребывания в них детей инвалидов. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

Статья 23. Получение инвалидами общего среднего, среднего специального и высшего образования

Общее среднее, среднее специальное и высшее образование инвалиды получают в учебных заведениях общего типа, а при необходимости — в специальных учебных заведениях. Для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических или реабилитационных учреждениях, организуются учебные занятия. Инвалиды в случае сдачи вступительных экзаменов при прочих равных условиях имеют преимущественное право на зачисление в средние специальные и высшие учебные заведения. Успевающим инвалидам, обучающимся стационарно, выплачивается стипендия независимо от получаемой пенсии или пособия. Государство гарантирует трудоустройство молодых специалистов -инвалидов.

Статья 24. Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому

В случае, когда отсутствует возможность осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных учреждениях и учебных заведениях, и с учетом желания родителей воспитание и обучение проводятся на дому. При этом одному из родителей либо лицу, его заменяющему, предоставляется материальное обеспечение и льготы в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством. Время ухода за таким инвалидом засчитывается в трудовой стаж. Соответствующие учебно-воспитательные учреждения оказывают помощь родителям в обучении детей-инвалидов на дому.

Статья 25. Внешкольное воспитание детей-инвалидов

В целях всестороннего развития детей-инвалидов, воспитания у них общественной активности, интереса к труду, приобщения к науке, технике, искусству и спорту органы народного образования, другие государственные органы обязаны обеспечить детям-инвалидам доступность внешкольного воспитания.

Статья 26. Воспитание и обучение детей-инвалидов в стационарных учреждениях

Детям-инвалидам, постоянно пребывающим в стационарных учреждениях, обеспечивается этими учреждениями непрерывность воспитания и образования в органической связи с социальной и трудовой адаптацией.

Статья 27. Профессиональная подготовка и повышение квалификации инвалидов

Профессиональная подготовка и повышение квалификации инвалидов обеспечиваются в учебных заведения, на предприятиях и в организациях (специализированных или общего типа) совместно с учреждениями социальной помощи в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Материальное обеспечение инвалидов в период профессиональной подготовки и повышения квалификации осуществляется в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством.

Статья 28. Формы получения инвалидами образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации

Образование, профессиональная подготовка и повышение квалификации инвалидов осуществляются в различных формах6 в том числе в очной и заочной формах, экстерном, путем обучения в специальных группах, классах и по индивидуальным учебным планам, включая обучение на дому.

Статья 29. Язык жестов

Государством признается язык жестов в качестве средства межличностного общения. Правовой статус и сфера применения языка жестов определяются законодательством.

Яндекс.Метрика