Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03
«О направлении методического письма «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»
Министерство направляет для использования в работе методическое письмо «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».
Письмо подготовлено с участием специалистов Института коррекционной педагогики РАО.
Первый заместитель министра В.А.Болотов
Приложение
к письму Минобразования РФ
от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03
Методическое письмо об интегрированном воспитании и обучении детей
с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях
Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.
Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать «механическое копирование» зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально-техническим обеспечением).
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников: например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем всего три — пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным.
В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.
Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников — дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта — умственной отсталостью в степени дебильности) * либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).
Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (в сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).
Вид нарушения |
Количество детей в группе |
|||
ясельная группа | Младшеая подготовительная группа | |||
Дети с отклонениями |
Нормально развивающиеся дети |
Дети с отклонениями |
Нормально развивающиеся дети |
|
Глухие |
2 |
8 |
3 |
8 |
Слабослышащие |
3 |
8 |
4 |
8 |
Слепые |
2 |
6 |
3 |
6 |
Слабовидящие |
3 |
8 |
4 |
10 |
С амблиопийе и косоглазием |
5 |
10 |
5 |
10 |
Легкая форма ДЦП |
4 |
8 |
4 |
10 |
С другими нарушениями опорно-двигательного аппарата |
6 |
10 |
6 |
12 |
С задержкой психического развития |
4 |
10 |
5 |
12 |
С нарушением интеллекта (неосложненная форма) |
||||
Олигофрения в степени дебильности |
5 |
10 |
5 |
10 |
Не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в т.ч. с нарушением эмоционально-волевой сферы) |
6 |
12 |
6 |
12 |
При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:
— осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
— проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
— оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы;
— обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.
Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.
Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2 — 3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первой половине дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во второй половине дня — со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.
Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми: с нарушениями слуха — сурдопедагога, с нарушениями зрения — тифлопедагога, с нарушением интеллекта — олигофренопедагога; должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанных групп, а также перечень рекомендуемой документации содержатся в приложениях 1 , 2.
В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1 — 2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.
В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время.
Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.
Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 N 129/23-16).
В подготовке данного материала активное участие принимали сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.
______________________________
* Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5 — 1 года.
Приложение 1
Рекомендации по организации деятельности педагогического
и обслуживающего персонала смешанной группы
1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)
Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:
— планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
— консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
— координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);
— ведет необходимую документацию (приложение 2 ).
Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе — по 2 — 3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10 — 15 минут.
2. Деятельность воспитателя
Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются:
— планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
— планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
— соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
— обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;
— консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
— ведение необходимой документации (приложение 2 ).
3. Деятельность педагога-психолога
Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:
— психологическое обследование воспитанников;
— участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
— проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
— динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
— проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
— осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
— консультирование персонала группы;
— заполнение отчетной документации (приложение 2 ).
4. Деятельность музыкального руководителя
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются:
— взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
— проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);
— консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
— ведение соответствующей документации .
5. Деятельность инструктора по физической культуре
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает:
— проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
— планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;
— оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
— регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;
— ведение необходимой документации.
6. Деятельность социального педагога
Направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе относятся:
— осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;
— участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;
— консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;
— изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;
— взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;
— осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;
— выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;
— ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год.
7. Деятельность педагога дополнительного образования
Деятельность педагога дополнительного образования, работающего с воспитанниками смешанной группы, направлена:
— на изучение воспитанников с отклонениями в развитии и участие (совместно с другими специалистами) в составлении индивидуальных программ развития;
— на выявление творческих способностей воспитанников, создание условий, способствующих их развитию;
— на проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками группы;
— на осуществление тесного взаимодействия с другими специалистами;
— на консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи;
— на ведение необходимой документации и представление в конце учебного года отчета о проделанной работе.
8. Деятельность сурдотехника
Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов. Сурдотехник консультирует родителей по вопросам использования звукоусиливающей аппаратуры в домашних условиях и приспособления бытовой техники к потребностям детей с нарушенным слухом.
9. Деятельность медицинского персонала
При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь.
9.1. Врач-невропатолог
Обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников учреждения (группы) и при необходимости назначает лечение; следит за изменениями в состоянии здоровья воспитанников в процессе коррекционно-педагогического воздействия и дозирует допустимую для каждого воспитанника нагрузку; консультирует родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.
9.2. Врач-офтальмолог.
Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения, определяет зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации другим специалистам и родителям по вопросам офтальмологического лечения воспитанников и организации взаимодействия лечения с коррекционно-педагогической работой.
9.3. Медицинская сестра.
По медицинским показаниям осуществляет плеопто-ортоптостереоскопическое лечение зрения воспитанников; совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.
Приложение 2
Перечень рекомендуемой документации для специалистов, участвующих в интегрированном воспитании
и обучении дошкольников с отклонениями в развитии
В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения определяются как органом управления образованием, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован.
1. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)
1. Личное дело каждого воспитанника.
2. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения).
3. Планы (перспективные; календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий).
4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.).
5. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.).
6. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.
В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.
2. Документация воспитателей
1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы.
2. Планы (перспективные и календарные) фронтальных занятий.
3. Тетрадь передачи детей.
4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.
5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении).
В конце учебного года воспитатель участвует и составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.
3. Документация педагога-психолога
В соответствии с приложением к инструктивному письму Минобразования России от 01.03.99 N 3 обязательными для заполнения педагогом-психологом являются:
1. Карта психологического обследования воспитанников.
2. План работы педагога-психолога.
3. Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования.
4. Журнал консультаций педагога-психолога.
5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку
6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения).
7. Программа коррекционно-развивающих занятий.
8. Аналитический отчет о работе педагога-психолога.
При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьей, журнал учета групповых форм работы, программа работы педагога-психолога с группой и т.д.).
4. Документация музыкального руководителя
1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
2. План организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т.п.
3. Аналитический отчет о результатах работы за год.
5. Документация инструктора по физической культуре
1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
2. План организации и проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п.
3. Аналитический отчет о работе за учебный год.