О направлении методических рекомендаций по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для лиц с ограниченными… (Письмо Рособрнадзора от 08.04.2014 N 02-206)

ПИСЬМО 
от 8 апреля 2014 г. N 02-206

Федеральная служба в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, методические материалы по общественному наблюдению при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и методические материалы по работе конфликтной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

С.С.КРАВЦОВ

 

Приложение 1
к письму Рособрнадзора
от 08.04.2014 N 02-206

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ОСНОВНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА И ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКЗАМЕНА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Перечень условных обозначений, сокращений и терминов

 

ГИА

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования

ЕГЭ

Единый государственный экзамен

КИМ

Контрольные измерительные материалы

ОГЭ

Обязательный государственный экзамен

ОВЗ

Ограниченные возможности здоровья

СКОО

Специальная (коррекционная) образовательная организация

ОО

Общеобразовательная организация

ППЭ

Пункт проведения экзамена

РЦОИ

Региональный центр обработки информации

ИК

Индивидуальный комплект

Рособрнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Минобрнауки РФ

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Введение

 

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – ГИА) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

1. В соответствии с п. 37 Порядка проведения государственной итоговой аттестации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1400 (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2014 г., регистрационный N 31205) (далее – Порядок) и п. 34 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 25 декабря 2013 г. N 1394 (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2014 г., регистрационный N 31206) для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, загранучреждения и учредители организуют проведение ГИА в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

В соответствии с частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

 

1. Особенности организации пункта проведения экзамена

1.1. Пункты проведения экзаменов (далее – ППЭ) для лиц с ОВЗ могут быть организованы в условиях, учитывающих состояние здоровья и особенности психофизического развития согласно п. 37 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на базе специальных (коррекционных) образовательных организаций (далее – СКОО) или на базе образовательных организаций (далее – ОО), в которых может быть назначена специализированная аудитория (аудитории), в больнице и на дому. В специализированной аудитории могут находиться участники ГИА с различными заболеваниями.

При этом рекомендуется формировать отдельные аудитории для слепых и слабовидящих участников ГИА. Допускается рассадка слепых и слабовидящих участников в одну аудиторию в случае небольшого количества участников.

1.2. Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников ГИА с ОВЗ не должно превышать 12 человек. Количество выпускников в аудитории для слепых участников ГИА не должно превышать 6 человек.

1.3. Пункт проведения ГИА для участников ГИА с ОВЗ должен быть оборудован по их заявлению с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа участников ГИА с ОВЗ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту; наличие специальных кресел и других приспособлений; при отсутствии лифтов аудитория для участников ГИА с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должна располагаться на первом этаже).

1.4. Аудитории ППЭ для слабослышащих участников экзамена должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Освещенность каждого рабочего места в аудитории для слабовидящих должна быть равномерной и не ниже 300 люкс.

1.5. В случае проведения в один день двух экзаменов в соответствии с единым расписанием, утвержденным Рособрнадзором, допускается в специализированной аудитории или в специальном ППЭ рассадка в одну аудиторию участников не более чем двух разных экзаменов (за исключением ГИА по иностранным языкам), в случае если количество участников экзаменов не превышает 5 человек по каждому предмету.

1.6. Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ГИА с ОВЗ необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:

— содействие в перемещении;

— оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;

— вызов медперсонала;

— оказание неотложной медицинской помощи;

— помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод – для глухих).

Ассистентом может быть назначен штатный сотрудник ОО, в том числе СКОО. Для сопровождения участников ГИА с ОВЗ запрещается назначать учителя-предметника по предмету, по которому проводится ГИА в данный день.

Списки ассистентов утверждаются ГЭК.

В аудитории должны быть предусмотрены места для ассистентов.

1.7. Руководитель ППЭ обязан:

для слепых участников экзамена

— совместно с руководителем ОО, на базе которого размещен ППЭ, подготовить в необходимом количестве черновики из расчета по десять листов для письма по системе Брайля на каждого участника ГИА;

— подготовить в необходимом количестве памятки для слепых участников ГИА по заполнению тетрадей для ответов на задания ГИА (приложение 2);

— подготовить помещение для работы комиссии тифлопереводчиков (в случае если перенос ответов слепых участников ГИА на бланки ГИА осуществляется в ППЭ);

для слабовидящих участников экзамена

— в случае масштабирования КИМ и бланков регистрации и бланков N 1 подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата A3 и форму 11-ППЭ для наклеивания на пакеты;

— подготовить в необходимом количестве технические средства для масштабирования КИМ и бланков регистрации и бланков N 1 до формата A3, в случае отсутствия технических средств – выдать увеличительное устройство – лупу;

для глухих и слабослышащих участников экзамена

— подготовить в необходимом количестве правила по заполнению бланков ГИА;

— оборудовать аудитории звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального (на каждого участника ГИА) пользования.

1.8. Доставка материалов в ППЭ, где проводится ГИА для слабовидящих, может осуществляться за 3 часа до начала экзамена (в случае если увеличение и переупаковка экзаменационных материалов производится до начала экзамена).

1.9. В ППЭ, где проводится ГИА для слабовидящих, а также в котором осуществляет свою работу комиссия тифлопереводчиков, количество членов ГЭК должно быть увеличено для обеспечения контроля за переносом ответов слабовидящих и слепых участников ГИА с увеличенных бланков (тетрадей для ответов) на стандартные. В каждой аудитории для слабовидящих (аудитории, в которой работает комиссия тифлопереводчиков) во время переноса ответов участников экзамена с увеличенных бланков на стандартные должен находиться член ГЭК. Аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения.

1.10. В ППЭ для участников экзамена с ОВЗ рекомендуется направить общественных наблюдателей в каждую аудиторию.

1.11. Для лиц, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ, экзамен организуется на дому. Для этого создается ППЭ по месту жительства участника экзамена с ОВЗ с выполнением минимальных требований процедуры и технологии проведения ЕГЭ: назначить руководителя ППЭ, 2 организатора, члена ГЭК. Для участника ЕГЭ необходимо организовать посадочное место (с учетом его состояния здоровья), рабочие места для всех работников ППЭ. Непосредственно в помещении, где находится участник ЕГЭ, должно быть организовано видеонаблюдение без возможности трансляции вещания в сеть Интернет (в режиме офлайн).

Далее экзамен должен быть проведен согласно стандартной процедуре ЕГЭ.

При этом необходимо предусмотреть внесение соответствующей информации в региональную и федеральную базы данных ЕГЭ.

 

2. Особенности проведения ГИА в ППЭ

 

2.1. Запуск участников ГИА в ППЭ и рассадка в аудитории

2.1.1. Руководитель ППЭ за 45 минут до экзамена выдает помощникам, кроме стандартных форм, списки ассистентов.

2.1.2. Руководитель ППЭ при входе ассистентов в ППЭ осуществляет контроль за проверкой документов, удостоверяющих личность ассистентов.

2.1.3. Организатор при входе ассистентов в аудиторию должен сверить данные документа, удостоверяющие личность ассистента, указать ассистенту место в аудитории.

Участники ГИА могут взять с собой на отведенное место в аудитории медицинские приборы и препараты, показанные для экстренной помощи; слепые участники ГИА – письменный Брайлевский прибор, слабовидящие участники ГИА – лупу или иное увеличительное устройство.

2.1.4. Ассистент должен помочь участнику ГИА занять свое место.

 

2.2. Начало проведения экзамена в аудитории

2.2.1. Ответственный организатор в аудитории для слепых участников ГИА обязан не позднее чем за 5 минут до начала ГИА получить у руководителя ППЭ или его помощника:

— доставочные спецпакеты с индивидуальными комплектами экзаменационных материалов (далее – ИК), включающими в себя КИМ, напечатанный шрифтом Брайля (рельефно-точечный шрифт), специальные тетради для ответов (для письма рельефно-точечным шрифтом с использованием письменного прибора Брайля), в которых участники ГИА оформляют свои экзаменационные работы, бланк регистрации, бланк ответов N 1 и бланк ответов N 2;

— черновики для письма по системе Брайля из расчета 10 листов на каждого участника экзамена;

— дополнительные листы для записи ответов по системе Брайля (в случае нехватки места в тетради для записи ответов);

— возвратные доставочные пакеты для упаковки тетрадей для записи ответов и бланков ГИА.

Примечание. В случае заполнения слепыми участниками ГИА всей тетради для ответов организатор выдает участнику экзамена дополнительный лист (листы) для письма по системе Брайля. При этом участник экзамена пишет фамилию, имя, отчество на верхней строке листа, организатор также пишет фамилию, имя, отчество участника экзамена на дополнительном листе.

 

2.2.2. При проведении экзамена для слабовидящих в аудитории ППЭ после вскрытия индивидуального комплекта КИМ, бланки регистрации и бланки N 1 увеличиваются до формата A3 с использованием оргтехники.

2.2.3. В случае отсутствия возможности увеличения экзаменационных материалов в аудитории для слабовидящих масштабирование может производиться до начала экзамена в присутствии руководителя ППЭ под контролем члена ГЭК и общественных наблюдателей. При этом по окончании масштабирования каждого ИК в пакет формата A3 складываются и запечатываются следующие материалы:

— КИМ стандартного размера;

— КИМ увеличенный;

— бланки стандартного размера;

— бланк регистрации и бланк N 1, увеличенные до формата A3.

2.2.4. Слабовидящие участники экзамена могут работать со стандартными или с увеличенными КИМ, бланками регистрации и бланками N 1 (по своему выбору) и с бланком N 2 (в том числе дополнительными) стандартным.

2.2.5. Для участников ГИА, имеющих сочетанную офтальмологическую и неврологическую патологию, а также тех, кто вследствие значительного снижения остроты зрения в старшем школьном возрасте не овладел системой Брайля в совершенстве, экзамен проходит в комбинированной форме с использованием масштабированного до формата A3 КИМ и тетрадей для ответов на задания ГИА по системе Брайля.

2.2.6. Глухим и слабослышащим участникам ГИА выдаются правила по заполнению бланков ГИА.

2.2.7. Во время проведения экзамена для участников ГИА с ОВЗ в аудиториях организуется питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.

Время экзамена для участников с ОВЗ увеличивается на 1,5 часа.

Если участник ГИА выполнил работу ранее установленного срока, то организаторы могут принимать экзаменационные материалы до окончания экзамена. При этом участники ГИА могут покинуть аудиторию и ППЭ. Досрочная сдача экзаменационных материалов прекращается за 15 минут до окончания экзамена.

2.2.8. В случае нахождения в одной специализированной аудитории вместе со слабовидящими участниками экзамена других лиц с ОВЗ экзамен начинается для всех участников в аудитории единовременно после увеличения экзаменационных материалов для слабовидящих.

 

2.3. Завершение экзамена в аудитории

для слабовидящих участников экзамена:

2.3.1. В случае использования увеличенных до формата A3 бланков регистрации и бланков N 1 организаторы в присутствии участников экзамена собирают только КИМ (стандартного размера и увеличенные) и черновики, затем ставят отметку в пропуске участника ГИА о количестве сданных бланков. КИМ (стандартного размера и увеличенные) и черновики запечатываются в упаковочные пакеты. Бланки остаются на местах.

Примечание. Для переноса ответов слабовидящих участников ГИА с увеличенных бланков на бланки стандартного размера рекомендуется назначать специально обученных организаторов, по возможности из числа тифлопереводчиков.

 

2.3.2. В присутствии общественных наблюдателей и члена ГЭК организаторы переносят ответы участников экзамена с масштабированных (увеличенных) бланков N 1 и регистрации на стандартные бланки N 1 и регистрации в полном соответствии с заполнением участников экзамена. Организаторы должны следить за сохранением комплектации выданных экзаменационных материалов. Если будет нарушена комплектация ИК, проверка работы участника экзамена окажется невозможной.

2.3.3. При переносе ответов на бланки стандартного размера в поле «Подпись участника» организатор пишет «Копия верна» и ставит свою подпись.

2.3.4. По окончании переноса ответов слабовидящих участников экзамена на бланки стандартного размера организатор формирует стопки материалов:

— бланки регистрации (стандартные);

— бланки регистрации (увеличенные);

— бланки ответов N 1 (стандартные);

— бланки ответов N 1 (увеличенные);

— бланки ответов N 2, в том числе дополнительные бланки ответов N 2.

2.3.5. Бланки стандартного размера запечатываются в стандартные возвратные доставочные пакеты, увеличенные бланки регистрации и бланки N 1 запечатываются в пакеты формата A3.

для слепых участников экзамена:

2.3.6. По истечении времени, отведенного на проведение экзамена, ответственный организатор должен объявить, что экзамен окончен, и участники ГИА должны сложить тетради для ответов, черновики в конверт индивидуального комплекта, а КИМ положить на край рабочего стола (при этом все оставшиеся в аудитории участники ГИА должны оставаться на своих местах).

2.3.7. Организаторы аудитории самостоятельно собирают со столов участников ГИА экзаменационные материалы (конверты с тетрадями, черновиками, бланками регистрации и бланками ответов N 1 и N 2), фиксируя на конверте количество сданных участником ГИА тетрадей, дополнительных листов, черновиков, бланков, ставят свою подпись.

2.3.8. По итогам сбора экзаменационных материалов у участников ГИА организатор формирует три стопки материалов:

— конверты ИК, в которых находятся: тетради для ответов на задания ГИА, бланки регистрации, бланки ответов N 1, бланки ответов N 2;

— черновики;

— КИМ.

2.3.9. В присутствии участников ГИА и ассистентов (не менее 3-х человек) организатор должен пересчитать конверты ИК и запечатать их в пакет. Тетради для записи ответов и бланки ГИА слепых участников экзамена могут быть упакованы в один пакет из аудитории; в случае если экзаменационные материалы не помещаются в один пакет, допускается упаковка в пакеты тетрадей и бланков каждого участника в отдельности.

2.3.10. Организатор заполняет информацию на возвратном доставочном пакете, в котором отмечает информацию о регионе, ППЭ, аудитории, предмете, количестве конвертов индивидуальных комплектов в пакете, ответственном организаторе по аудитории.

 

3. Особенности завершающего этапа проведения экзамена в ППЭ

 

3.1. Передача экзаменационных материалов руководителем ППЭ после проведения экзамена.

3.1.1. Руководитель ППЭ в присутствии члена ГЭК обязан после окончания экзамена получить от всех ответственных организаторов по аудиториям и пересчитать:

из аудитории для слепых участников экзамена:

— конверты ИК, в которых находятся: тетради для ответов на задания ГИА, бланки регистрации, бланки ответов N 1, бланки ответов N 2 для передачи их в комиссию тифлопереводчиков, в специально выделенное и оборудованное для этих целей помещение на базе ППЭ, РЦОИ (в соответствии с организационно-технологической схемой проведения ГИА, принятой в субъекте Российской Федерации);

— КИМ;

— черновики.

из аудитории для слабовидящих участников экзамена:

— запечатанные возвратные доставочные пакеты с бланками регистрации (увеличенными – в конверте формата A3; стандартными – в стандартном возвратном доставочном пакете), бланками ответов N 1 (увеличенными – в конверте формата A3; стандартными – в стандартном возвратном доставочном пакете) и бланками ответов N 2 (включая дополнительные бланки ответов N 2);

Примечание. На возвратных доставочных пакетах с указанными материалами должна быть заполнена информация о регионе, ППЭ, аудитории, предмете, количестве конвертов индивидуальных комплектов в пакете, ответственном организаторе по аудитории.

 

— запечатанные пакеты с использованными КИМ (увеличенными и стандартными – в конверте формата A3);

— черновики.

3.1.2. Комиссия тифлопереводчиков может осуществлять перенос ответов на бланки ГИА в ППЭ, в РЦОИ (в соответствии с организационно-технологической схемой проведения ЕГЭ, принятой в субъекте Российской Федерации).

В случае организации переноса ответов слепых участников ГИА на бланки ГИА в ППЭ по окончании экзамена тетради с ответами слепых участников ГИА передаются в аудитории, в которых работает комиссия тифлопереводчиков. Также в комиссию передаются памятки с кодировками для заполнения регистрационных полей.

3.1.3. Комиссия тифлопереводчиков организует работу в соответствии с Положением о комиссии тифлопереводчиков (приложение 1).

3.1.4. В аудиториях, оборудованных средствами видеонаблюдения, в которых работает комиссия тифлопереводчиков, в течение всего времени работы комиссии должны находиться член ГЭК и общественный наблюдатель.

3.1.5. В случае проведения ГИА для участников ГИА с ОВЗ в специальной аудитории ППЭ по окончании экзамена руководитель ППЭ передает члену ГЭК материалы ГИА в специальной аудитории для участников ГИА с ОВЗ (отдельно от материалов, сданных из ППЭ по окончании экзамена для основной части участников ГИА). Доставка экзаменационных материалов из ППЭ в РЦОИ производится членом ГЭК незамедлительно по окончании процедуры сбора и оформления документов экзамена для участников ГИА с ОВЗ.

 

4. Особенности рассмотрения апелляций участников ГИА с ОВЗ

4.1. Для рассмотрения апелляций участников ГИА с ОВЗ конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации привлекает к своей работе тифлопереводчика (для рассмотрения апелляций слепых участников ГИА), сурдопереводчика (для рассмотрения апелляций глухих участников ГИА).

4.2. Вместе с участником ГИА с ОВЗ на рассмотрении его апелляции помимо родителей (законных представителей) может присутствовать ассистент.

4.3. В случае обнаружения конфликтной комиссией субъекта Российской Федерации ошибки в переносе ответов слепых или слабовидящих участников ГИА на бланки ГИА конфликтная комиссия учитывает данные ошибки как технический брак. Экзаменационные работы таких участников ГИА проходят повторную обработку (включая перенос на бланки ГИА стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами.

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ТИФЛОПЕРЕВОДЧИКОВ

1. Общие положения

Настоящее положение определяет цели, состав и структуру комиссии тифлопереводчиков (далее – Комиссия), создаваемой в целях организации проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена (далее – ГИА) для лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых), ее полномочия и функции, права, обязанности и ответственность ее членов, а также порядок организации работы.

Координацию деятельности Комиссии осуществляет государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации (далее – ГЭК). ГЭК организует работу Комиссии совместно с региональным центром обработки информации (РЦОИ) и пунктами проведения экзамена (ППЭ).

Комиссия в своей работе руководствуется Порядком проведения государственной итоговой аттестации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1400 (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2014 г., регистрационный N 31205) (далее – Порядок), и методическими рекомендациями Рособрнадзора.

 

2. Структура и состав Комиссии

В состав комиссии входят председатель Комиссии, заместитель председателя и тифлопереводчики.

Численный состав комиссии определяется исходя из количества слепых участников ГИА (в соотношении один тифлопереводчик на две экзаменационные работы).

В комиссию в качестве тифлопереводчиков включаются учителя общеобразовательных учреждений, свободно владеющие техникой перевода шрифта системы Брайля (рельефно-точечного шрифта) на плоскопечатный вариант. В состав тифлопереводчиков не должны входить учителя по тем предметам, по которым сдают экзамены слепые участники ГИА.

Состав Комиссии утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с ГЭК.

 

3. Полномочия, функции и организация работы Комиссии

Комиссия создается в целях организации и осуществления перевода экзаменационных работ выпускников с глубокими нарушениями зрения (слепых) с рельефно-точечного шрифта на плоскопечатный шрифт для последующей обработки в соответствии с Порядком поведения ГИА. Тифлопереводчики также могут привлекаться руководителем ППЭ для переноса ответов слабовидящих участников экзамена с увеличенных бланков регистрации и бланков N 1 на стандартные бланки.

Комиссия размещается в специально выделенном и оборудованном для этих целей помещении на базе ППЭ или РЦОИ (в соответствии с организационно-технологической схемой проведения ГИА, принятой в субъекте Российской Федерации). Помещения, выделенные для работы Комиссии, должны позволять ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации и оснащены видеонаблюдением.

По окончании экзамена в ППЭ член ГЭК передает пакет с конвертами индивидуальных комплектов, в которых находятся: тетрадь для ответов на задания ГИА, бланки регистрации, бланки ответов N 1, бланки ответов N 2, черновики; пакет с дополнительными бланками ответов N 2 и памятки с кодировками председателю Комиссии.

Комиссия вправе:

— запрашивать в рамках своей компетенции информацию и разъяснения в РЦОИ;

— принимать по согласованию с ГЭК решения по организации работы Комиссии в случае возникновения форс-мажорных ситуаций и иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению работы Комиссии.

 

4. Функции, права и обязанности председателя Комиссии

Комиссию возглавляет председатель, который организует ее работу и несет ответственность за своевременный и точный перевод ответов участников ГИА на бланки ЕГЭ и ОГЭ.

Председатель Комиссии в рамках своей компетенции подчиняется председателю и заместителю председателя ГЭК.

Функции председателя Комиссии:

— подбор кандидатур и представление состава тифлопереводчиков на согласование ГЭК;

— распределение работ между тифлопереводчиками;

— организация учета рабочего времени тифлопереводчиков, затраченного на перевод работ;

— обеспечение своевременного и точного перевода;

— обеспечение режима хранения и информационной безопасности при переводе работ, передача оригинальных экзаменационных работ и переведенных на бланки ГИА в РЦОИ;

— информирование ГЭК о ходе перевода экзаменационных работ и возникновении проблемных ситуаций.

Председатель Комиссии вправе:

— давать указания тифлопереводчикам в рамках своих полномочий;

— отстранять по согласованию с ГЭК тифлопереводчиков в случае возникновения конфликтных ситуаций от участия в работе Комиссии;

— принимать по согласованию с ГЭК решения по организации работы Комиссии в случае возникновения форс-мажорных ситуаций и иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению работы Комиссии;

— рекомендовать ГЭК направить ходатайство о поощрении тифлопереводчика в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, или по месту основной работы тифлопереводчика.

Председатель Комиссии обязан:

— выполнять возложенные на него функции в соответствии с настоящим Положением;

— соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения ГИА;

— обеспечить соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при переводе, хранении и передаче экзаменационных работ в РЦОИ;

— своевременно информировать ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков перевода.

Заместитель председателя комиссии выполняет функции председателя Комиссии в случае его отсутствия.

Тифлопереводчик обязан:

— заполнить регистрационные поля бланков в соответствии с памяткой с кодировками и личными данными участников ГИА;

— переносить текст, записанный слепым участником ГИА в тетрадях для ответов на задания ГИА по системе Брайля, в бланк регистрации, бланки ответов N 1 и бланки ответов N 2 плоскопечатным шрифтом, точно скопировав авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику;

— учитывать, что участники ГИА записывают ответы, располагая каждый ответ на отдельной строке. Строка-ответ содержит номер задания и номер ответа. При необходимости неверный ответ закалывается шестью точками. В качестве засчитывается последний ответ в строке. В случае повторного ответа на задание засчитывается последний ответ. Сочинение записывается, начиная с новой страницы тетради для ответов;

— при нехватке места на бланке ответов N 2 обратиться к председателю Комиссии за дополнительным бланком ответа N 2. Председатель выдает дополнительный бланк ответов N 2, фиксируя номер выданного дополнительного бланка ответов N 2 в протоколе использования дополнительных бланков ответов N 2 в аудитории. При этом в поле «Дополнительный бланк ответов N 2» основного бланка председатель Комиссии вписывает N выдаваемого дополнительного бланка ответов N 2;

— в случае привлечения для переноса ответов слабовидящих участников ГИА на бланки стандартного размера также переносить ответы и регистрационные данные, точно скопировав авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику;

— соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности;

— профессионально выполнять возложенные на него функции;

— соблюдать этические и моральные нормы;

— информировать председателя Комиссии о проблемах, возникающих при переводе.

Тифлопереводчик может быть исключен из состава комиссии в случаях:

— предоставления о себе недостоверных сведений;

— утери подотчетных документов;

— невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;

— возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в ГИА в текущем году).

Решение об исключении тифлопереводчика из состава Комиссии принимается ГЭК на основании аргументированного представления председателя Комиссии.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, несоблюдения требований нормативных правовых актов, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотреблений установленными полномочиями, совершенными из корыстной или иной личной заинтересованности, члены Комиссии привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение 2

ПАМЯТКА
ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАСТНИКОВ ГИА ПО ЗАПОЛНЕНИЮ
ШРИФТОМ БРАЙЛЯ ТЕТРАДЕЙ ДЛЯ ОТВЕТОВ НА ЗАДАНИЯ ГИА

(зачитывается участникам ГИА организаторами
перед экзаменом и прикладывается к экзаменационным
материалам, напечатанная на шрифте Брайля
(рельефно-точечном шрифте))

1. Экзаменуемый с использованием письменного Брайлевского прибора и грифеля рельефно-точечным шрифтом пишет на второй странице тетради фамилию (с новой строки), имя (с новой строки), отчество (с новой строки), серию и номер своего документа, удостоверяющего личность (паспорта), с новой строки.

2. Ответы пишутся с одной стороны листа, начиная с третьей страницы.

3. Каждое задание типа «A/B» состоит из буквы «A» или «B» и цифр. Например, A15.

4. При выполнении заданий части «A» необходимо выбрать номер правильного ответа и записать ответ, располагая каждый ответ на отдельной строке.

5. Строка ответа содержит номер задания (например, A1, A2, …B3, B4…) и номер ответа.

6. Между номером задания и номером ответа необходимо ост

Яндекс.Метрика