Настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности дополнительных мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию их занятости (далее — меры социальной поддержки).
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона.
2. Настоящим Законом не регулируются правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, проживающим в городе Москве.
Статья 2. Основные принципы деятельности по реализации мер социальной поддержки
1. Деятельность по реализации мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, строится на принципах:
1) сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан и постоянного его повышения;
2) предоставления гражданам возможности адаптироваться к новым условиям в связи с изменениями федерального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан.
Статья 3. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются:
1) создание условий для восстановления способностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;
2) возможно полное удовлетворение потребностей указанных лиц в реабилитации;
3) улучшение качества и уровня жизни указанных лиц.
Статья 4. Граждане, которым предоставляются меры социальной поддержки
1. Настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки следующим гражданам:
1) инвалидам I, II, III групп (независимо от причины инвалидности);
2) детям-инвалидам;
3) лицам, не признанным в установленном порядке детьми-инвалидами и инвалидами I, II, III групп, но имеющим временные или постоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающимся в мерах социальной поддержки.
2. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью.
Статья 5. Реализация мер социальной поддержки
1. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются без оплаты или на льготных условиях.
2. Порядок предоставления мер социальной поддержки устанавливается Правительством Москвы.
3. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются гражданам по месту их жительства на основании личного заявления или заявления их законных представителей.
ГЛАВА 2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Статья 6. Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности
Гражданам, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в дополнение к утвержденному Правительством Российской Федерации федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) услуги по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации (в том числе создание необходимых условий для воспитания и обучения детей-инвалидов, профессиональной подготовки), включая обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы;
2) содействие в обеспечении трудовой занятости;
3) обеспечение доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы;
4) другие государственные гарантии, установленные законодательством города Москвы.
Статья 7. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности реабилитационных услуг
1. В целях обеспечения потребностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в комплексной реабилитации уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы гарантируют предоставление подведомственными им учреждениями и организациями услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, а также взаимодействуют для этого с негосударственными реабилитационными организациями.
2. Координация деятельности в городе Москве в сфере реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения.
3. Организация, и оказание инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности квалифицированной медицинской помощи, включая медицинскую реабилитацию, осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения и подведомственными им организациями в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы в рамках государственных стандартов медицинской помощи в городе Москве.
Статья 8. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий
1. Технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия предоставляются инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности исходя из медицинских показаний с учетом социальных критериев.
2. Медицинские показания инвалидам определяются в порядке, установленном федеральным законодательством, другим лицам с ограничениями жизнедеятельности — лечебно-профилактическими учреждениями.
3. Социальными критериями являются:
1) степень ограничений жизнедеятельности;
2) уровень реабилитационных возможностей;
3) возможность социальной интеграции.
4. Социальные критерии определяются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения на основе потребностей инвалида или лица с ограничениями жизнедеятельности для восстановления прежнего или приобретения нового социального статуса путем получения профессиональных знаний, навыков и умений, социальной адаптации, занятий физической культурой и спортом, удовлетворения духовных потребностей.
5. Решение об обеспечении инвалида или другого лица с ограничениями жизнедеятельности техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями принимается уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.
Статья 9. Воспитание и образование инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
1. Органы исполнительной власти города Москвы создают специальные условия инвалидам, включая детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности (на основании медицинского заключения) для воспитания, получения образования и профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей их психофизического развития, здоровья и ограничений жизнедеятельности в порядке, установленном федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.
2. Предоставление дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования лицам, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, является расходными обязательствами города Москвы.
3. С учетом потребностей и возможностей детей-инвалидов, инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательных учреждениях — в форме очной очно-заочной (вечерней) заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, надомного обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий по полной общеобразовательной или индивидуальной программе.
4. При освоении программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального, профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий лицам, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, предоставляются средства компьютерной техники, связи и программное обеспечение за счет бюджета города Москвы.
5. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов самостоятельно на дому (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации) и размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели определяются правовыми актами города Москвы и являются расходными обязательствами города Москвы.
Статья 10. Обеспечение занятости инвалидов
1. Органы государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции обеспечивают дополнительные гарантии занятости инвалидов путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации и адаптации, посредством организации обучения по специальным программам, а также другими мерами.
2. Инвалиды в первоочередном порядке проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышают квалификацию, в том числе с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации, по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда.
3. Инвалиду в целях обеспечения гарантий трудовой занятости предоставляется работа с созданием необходимых условий труда в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации.
Статья 11. Доступ инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы
1. Правовые, организационные и экономические отношения, связанные с созданием условий для пользования инвалидами и другими лицами с ограничениями жизнедеятельности объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, регулируются федеральным законодательством, Законом города Москвы от 17 января 2001 года N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» и другими правовыми актами города Москвы.
2. Соответствующие мероприятия осуществляются на стадиях разработки технического задания, строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, ввода их в эксплуатацию, а также в процессе их эксплуатации. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти города Москвы и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.
Статья 12. Механизм реализации мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
В целях реализации установленных настоящим Законом мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают:
1) дальнейшее развитие сети подведомственных им учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов;
2) разработку и выполнение целевых городских программ по вопросам социальной интеграции инвалидов;
3) функционирование и дальнейшее развитие комплексной автоматизированной информационной системы по вопросам реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
4) содействие производству технических средств реабилитации и развитию негосударственных организаций, предоставляющих реабилитационные услуги инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности;
5) содействие деятельности общественных объединений инвалидов и их предприятий, в том числе путем предоставления им необходимых помещений для осуществления уставных целей.
Статья 13. Общегородской специальный регистр получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
1. Общегородской специальный регистр получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (далее — Регистр) содержит следующие персонифицированные сведения о гражданах, имеющих место жительства в городе Москве и обладающих правом на получение установленных настоящим Законом мер социальной поддержки:
1) фамилия, имя, отчество;
2) дата рождения;
3) пол;
4) адрес места жительства;
5) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
6) дата включения в Регистр;
7) сведения о документах, подтверждающих право на получение гражданином мер социальной поддержки;
8) сведения об объеме и дате получения мер социальной поддержки;
9) иные сведения, определяемые Правительством Москвы.
2. Ведение Регистра осуществляется органами социальной защиты населения города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Указанные органы обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством уровень и режим защиты, обработки и использования информации.
3. Регистр является составной частью информационного ресурса города Москвы — банка данных «Инвалиды», который имеет статус официального источника городской информации.
Статья 14. Финансирование мер социальной поддержки
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города Москвы.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Мэр Москвы
Юрий Лужков
Москва,
Московская городская Дума
26 октября 2005 года
N 55