Видеть на сцене не инвалидность, а искусство

15.06.15 об особом театральном искусстве, о неисчерпаемом потенциале развития человека внутри него, об отличии искусства от терапии театром рассказал на нашем вебинаре театральный режиссёр Андрей Афонин.

«Для меня тайна человека является предметом исследования, которое мы проводим в театре», – так начал беседу гость Марии Генделевой, ведущей вебинара и руководителя направления «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью».
Андрей Афонин, художественный руководитель и режиссёр Интегрированного театра-студии «Круг II» (Москва) и председатель регионального отделения МОО в поддержку лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности», сразу обозначил театр не как место для проведения досуга для ребят с особенностями развития, а как место, где идёт обучение жизни, тому, как надо серьёзно работать, – если, конечно, собираешься всерьёз заниматься театром.

«Но это не терапия театром и не досуг, – еще раз предупредил Афонин. – Все разделения на людей с инвалидностью и без достаточно условны, относительны, а грани легко переходимы. Гораздо важнее, ради чего человек живет, чем он занимается».

Режиссер считает одной из главных проблем людей с инвалидностью ощущение их ненужности никому, кроме своих родных, поэтому поставил своей задачей создать такую среду, в которой люди с инвалидностью ощущали бы свою значимость, имели возможность самореализации, ставили свои собственные цели и видели смысл в жизни. В ином случае все разговоры о помощи и поддержке людей с инвалидностью – не более чем слова, считает Андрей Афонин. По его мнению, театр дает как раз такую возможность, потому что главным материалом в театре является человек с его телом, мыслями, чувствами. И театр дает возможность раскрыться неизведанным глубинам в человеке, дает ему шанс развивать самого себя, чтобы достичь каких-то творческих результатов, которые можно представить публике.

При этом творчество в театре – процесс социальный, потому что человек не одинок, он находится в коллективе, в группе, которой доверяет и где чувствует себя комфортно, то есть получает обратную связь, которая тоже дает ему возможность развиваться. При этом, признает Афонин, для людей с расстройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна создание такого сообщества достаточно проблематично. Но театр как раз дает возможность создавать модели сообщества, которые находятся в постоянном развитии, движутся дальше, и где человек действительно востребован. А в результате человек с особенностями развития позволяет обществу по-новому взглянуть на мир, увидеть его другими глазами.

«Искусство всегда стремится найти новый взгляд на мир, в этом его суть, – констатировал Андрей Афонин. – А люди с особенностями развития со своим особым взглядом раскрывают нам совершенно неожиданные тайны в человеке…».

Говоря об отличии терапии театром от развития с помощью театрального искусства, эксперт особо подчеркнул, что в искусстве важен не только процесс, но и результат, и именно под этот результат выстраивается весь процесс. Человек учится что-то делать, видит результат, понимает, что получилось не очень хорошо и нужно попробовать исправить – этот закономерный процесс развития, к сожалению, в нашем обществе нередко приобретает оценочный оттенок, считает Афонин. Если человек что-то делает плохо, значит, этот человек никуда не годится, его выбрасывают на обочину к маргиналам, и это типичная ситуация с людьми с особенностями развития. Но ведь каждый имеет право на ошибку и каждый может ее исправить, уверен режиссер, работающий с особенными людьми. «Ребятам с аутизмом очень непросто выполнять разные задачи внутри коллектива, поддерживать других людей, – рассказал эксперт. – Но это необходимо, поэтому важно учить ребят этим вещам».

Говоря о том, кто должен осуществлять такую работу с людьми с особенностями развития, Андрей Афонин посетовал, что у нас в стране пока таких специалистов не готовят. А обычный режиссер-педагог, работающий с детьми без нарушений, может находиться в плену привычных эстетических критериев, с помощью которых мы воспринимаем других людей, видим их творчество. Попросту говоря, красивый – значит, хороший, добрый. Некрасивый – злой, плохой. У специалиста очень сложная задача, потому что для работы с людьми с особенностями он должен отказаться от привычной эстетики, традиционных подходов и приемов «высокого искусства». При этом человеку с особенностями скорее всего будут неинтересны и непонятны многие признанные шедевры драматургии. Поэтому специалисту, который возьмется за работу с такими людьми, нужно быть чутким и внимательным к тому, что они говорят, при этом он должен быть свободен от стереотипов, готов увидеть то, чего он раньше не знал, и признать это красивым. Он должен знать о театре, о том, как это все работает изнутри, и следить за современными трансформациями театра, потому что он сам со своей труппой находится на самом переднем крае современного искусства. Нужно перерабатывать большой пласт материала и следить за отзывами и оценками людей с инвалидностью, все время дорабатывая и перерабатывая этот материал. Наконец, нужно постоянно заниматься самообразованием, учиться использовать и сочетать все имеющиеся сегодня возможности постановок – музыкальные, пластические, драматические…

Одна из важнейших задач такого театра – научить зрителя видеть на сцене не инвалидов, не преодоление, а – искусство, считает Андрей Афонин. «Ни в коем случае не должна возникнуть мысль «инвалиды тоже чего-то могут, – уверен эксперт. – А должна быть такая – «люди с инвалидностью могут то, чего другие не могут».

Режиссер рассказал о тексте, написанном одним из участников его театра, взрослым человеком с аутизмом. «Это палитра, мозаика чудесных образов. И так это и надо ставить, отказавшись от своих традиционных представлений».

При этом, конечно, подготовка актера с особенностями развития – довольно нелегкий труд. Человека нужно научить владеть своим телом, своим голосом, научить видеть свои ошибки и исправлять их. «Не надо делать вид, что человек с особенностями развития «как бы» танцует народные танцы, нужно научить его танцевать так, как он это может, – уверен Афонин. – Но при этом – суметь увидеть зерна чего-то необычного, что станет основой для будущей постановки». Здесь очень тонкая грань – не бояться навредить «несчастным инвалидам», а найти паритетный способ общения, иначе не будет творчества, не будет искусства. В театре «Круг II» ставят спектакли с участием профессиональных актеров без инвалидности, и порой нелегко добиться их полного доверия, без снисходительности к своим партнерам с особенностями. Но когда это происходит – начинается процесс взаимного обогащения. «Если мы хотим, чтобы к людям с особенностями развития было отношение, как и ко всем остальным, нужно ставить им задачи посильные, чтобы они могли справиться, и чтобы можно было их похвалить, – уверен Андрей Афонин. – Не надо ставить неадекватные задачи и делать их на сцене посмешищем. Задачи должны быть серьезные, но такие с которыми они могут справиться, даже несмотря на то, что некоторые тренинги могут длиться годами, например, чтобы человек не боялся выходить на сцену, чтобы мог полностью владеть собой».

Слушатели вебинара задавали Андрею Афонину немало вопросов о том, можно ли использовать фонограмму, если человек не очень хорошо владеет речью, о том, как режиссер работает с сюжетами и какова зона импровизаций с особыми детьми. Эксперт подробно отвечал на все вопросы – зарегистрированные участники вебинара могут еще раз увидеть видеозапись встречи.

Вы тоже можете стать участником нашего вебинара!
Регистрируйтесь: вебинар 15.06.2015 «О методе работы в особом театре» – и даже если неотложные дела помешали послушать эксперта онлайн, вы сможете получить видеозапись и посмотреть ее в удобное для вас время.

Общее число слушателей вебинара – 72 человека из 27 городов (19 регионов РФ и столица Азербайджана).

География вебинара:
Абакан (Республика Хакасия), Баку (АЗЕРБАЙДЖАН), Барнаул (Алтайский край), Владивосток, Владимир, Домодедово (Московская область), Железнодорожный (Московская область), Казань (Республика Татарстан), Киров, Красноярск, Лучегорск (Приморский край), Москва, Наро-Фоминск (Московская область), Нижний Новгород, Новокузнецк (Кемеровская область), Новотроицк (Оренбургская область), Ногинск (Московская область), Орёл, Оренбург, Псков, Самара, Санкт-Петербург, Тольятти (Самарская область), Улан-Удэ (Республика Бурятия), Уфа (Республика Башкортостан), Хабаровск, Черногорск (Республика Хакасия).

Среди слушателей вебинара 15 июня 2015 «Актер – тот, кто учится жить. О методе работы в особом театре» – представители 2 коммерческих организаций, 13 учебных, реабилитационных и других гос. учреждений, 13 НКО и общественных организаций, а также 11 родителей, преподавателей, актеров и других частных лиц.

Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. анонс «Актер – тот, кто учится жить»

Видеозапись вебинара 15.06.2015:

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика