Долгожданные позитивные изменения внесли в федеральный закон «Об образовании».
По словам юриста горячей линии по вопросам образования для людей с инвалидностью Татьяны Шаталовой, внесение изменений давно ожидаемое.
«Многие из нас все эти годы после введения в действие Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» постоянно говорили и писали, что необходимо срочно вносить поправки. Мы, как юристы, понимаем, что неточности, упущения в нормативных актах порождают различные толкования его текста. Происходит злоупотребление буквальным содержанием его стаей. И, зачастую, неправильный вывод: если об этом нет прямого указания в тексте закона- это не обязательно, предоставлять не нужно. Но у Закона кроме буквы есть дух! И нам много лет приходилось на это обращать всеобщее внимание. Надеемся, что с принятием изменений в № 273-ФЗ недоразумений, проблем для ВСЕХ будет гораздо меньше».
Несмотря на то, что эти планируемые изменения и дополнения коснулись не всех проблем, связанных с применением №273-ФЗ, некоторые сложности действительно перестанут быть актуальными для обучающихся с ОВЗ и их родителей.
В частности, в статью 28, касающуюся обязательств образовательной организации внесен пункт о том, что образовательная организация ОБЯЗАНА создавать специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ, людям с инвалидностью (детям с инвалидностью) в соответствие с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В действующей редакции нет этого прямого указания. А упоминание об обязательном исполнении заключений ПМПК (указанное в Приказе Минобразования России №1082) воспринималось многими руководителями школ и детсадов как рекомендация, которую можно выполнить, лишь имея определенные ресурсы (финансовые, технические, кадровые).
В статью 79 внесли отдельно категорию людей с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью как лиц, нуждающихся в создании специальных образовательных условиях, наряду с обучающимися с ОВЗ. Поскольку эти категории не равнозначны, не обязательно совпадают.
Кроме того, изменения касаются внесения услуг тьютора в перечень специальных условии получения образования обучающимися с ОВЗ. Все прошедшие годы родителям приходилось доказывать специалистам на ПМПК, психолого-педагогических консилиумах школ и детсадов, что тьюторское сопровождение — это необходимая помощь не только для детей с аутизмом, а для всех, кто нуждается в таком сопровождении, и что тьютор — это не ассистент или технический помощник. И все это, несмотря на неоднократные разъяснения, пояснения в приказах и письмах Минобразования России.
Наконец-то услуги переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков) внесены в этот общий перечень специальных условий. Их перестали относить к мерам социальной поддержки, как сейчас указано в п.11 статьи 79. Это порождало много вопросов у родителей, непонимания руководством школ к чьим обязательствам относится это обеспечение слабослышащих и неслышащих обучающихся.
По мнению юриста, очень хорошо, что перечень специальных условий для получения образования в статье 79 №273-ФЗ структурирован. Он воспринимается легче, более читабелен:
«Мы неоднократно указывали в своих предложениях об изменении термина «умственная отсталость» на термин «интеллектуальные нарушения», считая его некорректным по отношению к детям и их родителям. Наконец-то это было услышано законодателями».
Что касается других изменений в Федеральный закон, они, в большей степени — технические. Изменён порядок расположения слов, изменена структура статьи.
Но мы надеемся, что все изменения в законе будут направлены на улучшение работы всей системы образования в России, включая Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, и мы еще оценим это в своей практике.