В конце сентября для учащихся школы №460 (ШП-1) прошла серия увлекательных занятий по пониманию инвалидности, организованных специалистами РООИ «Перспектива». Эти уроки позволили школьникам погрузиться в тему и получить целостное представление о жизни людей с инвалидностью.
В рамках программы (23, 25 и 29 сентября) ведущие подробно разобрали принципы корректного и комфортного общения. Ребята узнали, например, что при разговоре с человеком на коляске важно расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне — для этого достаточно присесть. Этот простой жест создает атмосферу равноправного диалога. Кроме того, участники обсудили, как правильно предлагать помощь незрячим людям, каковы особенности коммуникации с неслышащими, а также что такое тактильная плитка, шрифт Брайля и жестовый язык.
Особый интерес у школьников вызвал блок, посвященный профессиональной реализации и спортивным достижениям. Их удивило, что незрячий специалист может эффективно работать за компьютером, используя специальные голосовые программы, а неслышащий артист — заниматься жестовым пением и чувствовать ритм в танце, воспринимая музыку через вибрацию. Не менее ярким открытием стали истории о каскадерах и акробатах на колясках, которые ломают стереотипы о возможностях человека. Эти живые примеры наглядно показали, что целеустремленность открывает дорогу к впечатляющим результатам в любой сфере.
Отдельное внимание было уделено теме ментальных особенностей. Вместе с ведущими ребята поговорили о таких явлениях, как аутизм и синдром Дауна. Они узнали не только о сути этих особенностей, но и о том, как корректно взаимодействовать с такими людьми, в каких видах деятельности они могут себя проявить и каким спортом заниматься.
Каждую тему сопровождали тематические мультфильмы и видеоиллюстрации, которые знакомили учащихся с реальными историями успеха. Благодаря этому школьники убедились: физические или ментальные особенности не становятся преградой для самореализации в профессии, творчестве или спорте. Ключ к успеху — это внутренняя сила, вера в себя и поддержка окружающих, которая помогает раскрыть потенциал каждого человека.
Лариса Анатольевна, учитель школы № 460, подчеркнула:
«Сегодня крайне необходимо поддерживать развитие инклюзивной среды в наших школах, так как инклюзивное образование подразумевает, прежде всего, взаимодействие разнообразных типов людей и ориентировано на объединение всех участников образовательного процесса. Мы очень благодарны экспертам «Перспективы» за их важный труд по развитию инклюзии. Наши ученики всегда с радостью встречают представителей организации и очень активно участвуют во всех тематических встречах и обсуждениях. Много лет сотрудничество между нашей школой и организацией «Перспектива» помогает нам создавать атмосферу взаимопонимания и сплоченности в наших классах. Ребята больше уважают друг друга, стараются помочь, а если возникает непонимание, прежде всего, задают вопросы. Этому их учат занятия по пониманию инвалидности. Мы обязательно будем продолжать сотрудничество и проведение всех возможных мероприятий, направленных на развитие инклюзии».
Мероприятия проведены в рамках проекта «Дети и молодёжь с инвалидностью: расширение возможностей самореализации» при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, а также при поддержке Фонда Президентских грантов в рамках проекта «Социальное и профессиональное самоопределение детей и подростков с инвалидностью/ОВЗ».