30 июня и 02 июля сотрудники отдела универсального дизайна РООИ «Перспектива» Наталья Мазунина, Анна Жукова и Софья Алейникова приняли участие в «Летней школе инклюзивных практик», организованной ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ.
Проект адресован специалистам музеев, которые занимаются развитием инклюзивной среды и взаимодействием с посетителями с разными возможностями. Программа школы включала в себя лекции и мастер-классы по универсальному/инклюзивному дизайну и адаптации музейных программ, обсуждение современных методик и трендов в инклюзивной сфере и практические занятия.
Сотрудники «Перспективы» посетили открытие Летней школы инклюзивных практик, приняли участие в групповой инклюзивной экскурсии с элементами тифлокомментирования «Искусство итальянского Возрождения», а также экскурсиях на русском жестовом языке с переводом на русский язык «Подвиг музея» и «Французский рисунок первой половины — середины XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Анна Жукова и Софья Алейникова протестировали предложенные экскурсии и дали свои комментарии.
Наталья Мазунина выступила в рамках круглого стола «Цифровая доступность: дизайн и универсальность», она прокомментировала отдельные аспекты цифровой и инфраструктурной доступности, а также выразила надежду на более плотное взаимодействие музеев с представителями РООИ «Перспектива» в вопросах аудитов и обеспечения доступности музейных пространств.
Круглый стол был посвящен практикам внедрения цифровой доступности, дизайну и многообразию подходов — от первых шагов до устойчивых институциональных решений, охватывающих как цифровую, так и физическую музейную среду.
Анна Жукова рассказала:
«Самое яркое мое впечатление от посещения Летней школы инклюзивных практик, стала экскурсия по одной из экспозиций с тифлокомментарием и изучением тактильных моделей. Профессиональное детальное озвучивание экспонатов помогает незрячим и слабовидящим посетителям получить представление о визуальном образе, подробные словесные описания визуальных аспектов экспонатов помогает создать образ в воображении.На экскурсии мне представилась возможность тактильно познакомиться с шедеврами Итальянской живописи и скульптуры таких авторов, как Паоло Веронезе, Сандро Боттичелли, Донателло, Микеланджело. Чувствуется, Пушкинский музей стремится сделать свои экспозиции доступными для всех посетителей, включая людей с особенностями зрения, предлагая широкий спектр адаптаций и образовательных программ, что, безусловно, приближает нас к инклюзивному обществу».
София Алейникова поделилась впечатлениями:
«Летняя школа инклюзивных практик в Пушкинском музее продемонстрировала как положительные моменты, так и области, требующие улучшения. Среди плюсов — внимание к посетителям с особыми потребностями: наличие экскурсий с неслышащими гидами и тифлокомментированием, предоставление складных стульчиков для отдыха во время экскурсий. Это говорит о том, что музей задумывается о комфорте посетителей с различными ограничениями. Также ценно, что в программе мероприятия были дискуссии и мастер-классы, посвящённые инклюзивности и доступности — например, круглый стол «Цифровая доступность: дизайн и универсальность», где обсуждались важные аспекты создания доступной среды. Однако есть и моменты, которые требуют доработки. Но в целом, Летняя школа — хороший пример того, как можно внедрять инклюзивные практики в культурную сферу, но для достижения максимальной доступности необходимо устранить выявленные недочёты и продолжить работу над улучшением условий для всех категорий посетителей».
Наталья Мазунина подчеркнула:
«Подобные мероприятия очень важны для популяризации инклюзивных практик и информировании сотрудников музеев о том, что такое универсальный дизайн, для чего он нужен и как проявляется. Мы благодарим организаторов за приглашение и надеемся на дальнейшее сотрудничество».