«П – это петух»: говорит мальчику с ДЦП логопед Светлана Гречухина, показывая анимацию с кукарекающей птицей на планшете. Так в игровой форме первоклассник изучает алфавит. «Ребенок легче воспринимает образ буквы, потому что задействовано образное мышление и мультяшный персонаж вызывает интерес. А еще хорошо работают для артикуляции звуков игры. Малыш поднимает планшет на уровень лица, выполняет упражнения для губ вместе с героем анимации и сам оценивает правильность выполнения задания», – объясняет Светлана. Вместе с произношением звука ребенок должен запомнить, как буква пишется. На планшете логопед использует не только игры для развития речи, но и для моторики. Ребенок проводит линии, обводит круги, рисует, пишет буквы.
«Нарушение мелкой моторики сказывается на формировании навыков письма, поэтому ребенок сначала отрабатывает буквы на планшете, проводя пальцем по экрану. После чего, видя ту букву, которая получилась, он может исправить свою. Так у ребенка возникает желание действовать, потому что он обучается в игре», – рассказывает Светлана.
Светлана работает логопедом и курирует инклюзивное образование в обычной нижегородской школе № 176. В ней учатся 18 детей с инвалидностью и 3 ребенка с ОВЗ. У Светланы богатый опыт, она в школе не первый десяток, и, по ее словам, еще пять лет назад не было такого арсенала средств для того, чтобы принять учеников с особенностями здоровья. Все изменилось после того, как школа стала участником социального проекта «На урок – вместе» РООИ «Перспектива» и компании Ingka Centres в России. Открылась ресурсная комната, в которой есть все необходимое, чтобы включить детей с особыми образовательными потребностями в учебу. Занятия в ресурсной комнате проводятся, чтобы помочь ребенку усвоить материал, если он испытывает затруднения. К каждому – индивидуальный подход, учитывающий особенности его развития.
«При планировании занятий мы отбираем наиболее продуктивные методы для каждого ребенка. Например, песок для рисования не только для развития моторики или снятия напряжения у детей с ДЦП, а для объяснения образа буквы, чтобы ребенок усвоил движение руки. При рисовании букв на песочной доске задействованы зрение, тактильные ощущения и координация», – рассказывает Светлана.
Кроме логопеда в ресурсной комнате проводят занятия учителя, психологи и дефектолог. А еще детки приходят туда просто поиграть и отдохнуть. Школьником уютно в этом пространстве, поэтому появляется желание учиться и преодолевать трудности, если что-то не получается с первого раза.
«Дети с инвалидностью устают раньше, и чтобы не было перегрузки, им просто надо вовремя отдохнуть. На тренингах мы говорим педагогам, что не надо акцентировать внимание на особенностях ребенка, стоит выделять сильные стороны и поощрять его стремления», – объясняет Нурсина Галиева, менеджер проекта «На урок – вместе».
На семинарах по адаптивной педагогике, которые проходят в рамках проекта, Светлана Гречухина и ее коллеги не только узнают новое, но и делятся с педагогами из других регионов своим опытом использования ресурсной комнаты и рассказывают о приемах, которые особенно эффективны в работе.
Мероприятия для учащихся школы № 54 в Нижнем Новгороде проведены в рамках федерального проекта РООИ «Перспектива» и компании Ingka Centres в России «На урок — вместе». В Нижнем Новгороде проект реализует НРООПДиМ «Верас». За 2019 год благодаря проекту компании Ingka Centres в России и РООИ «Перспектива» «На урок — вместе» было открыто 7 ресурсных комнат в школах и садах Подмосковья и регионах, проведено более 1 500 инклюзивных мероприятий, в которых приняли участие почти 50 000 человек.