Ребёнок с СДВГ – не хулиган

«Важный разговор про СДВГ. Особые образовательные потребности и юридические механизмы защиты права на образование»: вебинар для родителей провели 1 июня социальный адвокат Людмила Межевова (Москва) и юрист Елена Шинкарёва (Архангельск).

Кратко об экспертах и программе вебинара:
см. СДВГ и школа

Видеозапись вебинара (с тайм-кодами) см. по ссылке внизу.


Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADHD в англоязычном варианте) – совсем нередкая особенность у детей. Это не заболевание. Как правило – это состояние, с которым человек учится жить, и во взрослом возрасте оно перестает быть проблемой. СДВГ далеко не во всех случаях связано со статусом ОВЗ (ребёнок с ограниченными возможностями здоровья), однако, особые потребности в поддержке у ребёнка могут существовать на всем протяжении обучения. Система образования, к сожалению, не всегда готова оказать необходимую помощь детям и родителям. Несмотря на это, сегодня уже существуют юридические механизмы для организации помощи ребёнку в школе.

Основной спикер вебинара Людмила Межевова хорошо знакома на личном опыте с проблемами детей с СДВГ и их родителей. Она рассказала об опыте своей организации по защите прав детей с СДВГ, о том, как важно родителям не терять контакта с педагогами и школой, о горячей линии, на которую родители могут обращаться за помощью.

Разговор начался с того, как много стереотипов в отношении СДВГ существует в обществе, и как их преодолевать.

Людмила Межевова, социальный адвокат, координатор проектов Межрегиональной общественной организации родителей детей с СДВГ «Импульс»:
«Ребёнок с СДВГ – не хулиган, это обычный ребёнок, которому нужна педагогическая и психологическая поддержка. Родителям не нужно опускать руки, когда им говорят, что их ребенок невоспитанный. Нужно объяснять его особенности и обращаться за помощью специалистов – психиатров, психологов, педагогов».

Далее пошёл рассказ о том, как найти учителя для ребёнка, как проходить итоговую аттестацию ребёнку с СДВГ, что должен делать школьный психолог и что родителям делать, если психолог в их школе не подходит.

Людмила познакомила участников с готовящимся к выпуску «Руководством по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан».

Елена Шинкарева рассказала о существующих правовых механизмах для получения поддержки в системе образования. Прежде всего, в связи с поведением ребёнка, нередко ему необходима индивидуальная поддержка. Это может быть, например, тьютор, который находится вместе с школьником в классе и помогает ему организоваться, подготовиться к уроку, сосредоточить внимание на теме урока, поддержать в различных учебных ситуациях.

В первую очередь, стоит обратиться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Если комиссия признает, что у ребёнка есть особые образовательные потребности, то в заключении будут указаны специальные условия получения образования, в том числе адаптированная образовательная программа, по которой ребенок будет учиться. Если же статуса ОВЗ у ребёнка нет, то ПМПК также вправе указать в заключении, что ребёнок испытывает трудности в обучении, и дать рекомендации о необходимой психолого-педагогической поддержке в школе.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, к сожалению, нет норм, которые бы регламентировали меры поддержки детей, не имеющих статуса ОВЗ. Однако, есть нормы, хотя бы в общем виде обеспечивающие защиту прав детей. Так, статья 42 закрепляет право детей, испытывающих трудности в обучении, на психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь. Такая помощь может включать: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся.

В каждом субъекте РФ созданы центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), которые такую помощь оказывают бесплатно детям и родителям. В школе также может быть психолог, тьютор.

Вопрос о тьюторской поддержке, даже неуказанной в заключении ПМПК, вправе решить школьный консилиум. Согласно примерному Положению о психолого-педагогическом консилиуме, в его задачи входит выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения. Проводя обследование ребенка, консилиум вправе рекомендовать разработку индивидуального учебного плана обучающегося; предоставление услуг тьютора. Решение школьного консилиума об утверждении программы психолого-педагогического сопровождения ребенка при согласии его родителей, является обязательным.

Как отметили ведущие, родителям необходимо быть активными во взаимодействии со школой.

Елена Шинкарёва, юрист, канд. юр. наук, председатель Региональной общественной организации «Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области»:
«Если вас не услышали, обращайтесь в письменной форме, сегодня для этого есть все необходимые юридические механизмы, они успешно работают.
После вебинара мне написала одна из участниц, поблагодарила за встречу и рассказала о своей жизненной истории. Ребёнок стал уже взрослым, проблемы с поведением забыты, однако, в памяти сохранились эмоции – как трудно было в школе и со школой, тогда совсем не было никаких механизмов защиты права ребёнка на особые условия получения образования. Теперь они есть и нужно обязательно использовать их
».

На вебинар пришли участники заинтересованные, которых действительно волнует тема СДВГ. Участники задавали много вопросов, делились своим опытом, эмоциями, спрашивали совета в трудных ситуациях. Тема актуальна для многих – и не только для родителей, но и для педагогов. Остались пожелания проводить такие встречи и в дальнейшем.


Общее количество слушателей вебинара 1 июня 2023:

180 человек (со 159 электронных адресов) из 71 города, посёлка, села и деревни (43 региона России; Беларусь).

Из чата вебинара «Важный разговор про СДВГ»:

Иляна Часовская, г. Печора (Коми):
«Коллеги, большое спасибо за вебинар! очень информативно! хотелось бы пересмотреть в записи».

Алена Тулуш, г. Щёлково (Московская обл.):
«Спасибо большое! больше таких вебинаров! очень важно было услышать о правах родителей и детей».

Владимир Старков, г. Архангельск:
«Спасибо большое! Много полезной информации, будем учитывать в работе».

Ирина Кю Деффо, г. Архангельск:
«Спасибо ведущим и организаторам, очень интересно!»

Елена Макарова, Марина Качалова, г. Москва:
«Спасибо».

Светлана Чешко, г. Екатеринбург:
«Большое спасибо».

Дина Чиркова, г. Воронеж:
«Спасибо!»


Видеозапись вебинара 01.06.2023 с тайм-кодами в описании
(синхронный перевод на русский жестовый язык – Наталья Белова):


Скриншот вебинара 1 июня 2023 об СДВГ
Гипер-ссылка на Горячую линию (Бесплатная помощь юристов по вопросам образования людей с инвалидностью и лиц с ОВЗ)

Вебинар прошёл в рамках проектов РООИ «Перспектива»:

Логотип: Фонд президентских грантов
Логотип: Благотворительный фонд "Абсолют-Помощь"

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика